О чем я хотел спросить Президента

Все реформы от земли

За день до Петра, в минувшую субботу, мы поехали с товарищем в лес за вениками. Самое время, известно ведь: пришел Петрок — упал листок. Моя норма на год — 30 веников, правда, в этом году вышла явная экономия: баню весной из-за пандемии пришлось поставить на паузу. Так что получилось, как с кормами в хорошем хозяйстве, — почти полуторагодичный запас. Но без свежих веников — какая баня!.. 

На мини-тракторе путь наш лежал через заброшенную деревеньку с интересным именем Боярщина. К счастью, несколько домов здесь все же сохранилось благодаря тому, что наследники используют их под дачи. Ехали мы по заросшей травой и лопухами улочке, оглядываясь на пустые усадьбы и пытаясь заглянуть в прошлое некогда шумной деревни. Ничего не поделаешь — законы времени неумолимы, централизация и технический прогресс заставили переселиться более молодых сельчан в агрогородки, райцентры. И все же теплится и здесь жизнь: не все порвали с малой родиной, тянет их сюда, как магнитом, успешно хозяйствуют они в свободное время на земле предков, предоставляя здешним местам хоть малый шанс. Молодцы, вот если бы все так! И не только в Боярщине, сколько таких деревушек и пустующих огородов разбросано по всей стране!..

На прицепе мини-трактора я с любопытством смотрел по сторонам и вспоминал разговор Президента с представителями крупнейших СМИ, который состоялся за два дня до нашего «броска» в лес. На той встрече меня подмывало задать Александру Григорьевичу вопрос: как наиболее полно и эффективно обеспечить конкуренцию в сельском хозяйстве, используя разные формы собственности? Но Глава государства опередил меня, сам подняв эту тему. 

Реформы не ради реформ, чтобы сначала разрушить все до основания, а затем, как поется в известном гимне... В том же сельском хозяйстве Президент абсолютно не против частной собственности, наоборот, еще «совсем пацаном» он в бытность директором шкловского совхоза «Городец» ездил в Москву, к Михаилу Горбачеву, где делился опытом внедрения хозрасчета в производство, в его хозяйстве уже тогда проклевывались ростки современного фермерства. («Сельская газета», кстати, в те далекие 1980—1990-е годы публиковала этот опыт, я хорошо помню.) Но это никогда не было самоцелью, все должно сложиться органически, идти, как любит говорить Президент, от земли.

И потом — кто сказал, что у нас, в Беларуси, хозяйства не в частной собственности! Практически силой Президенту пришлось передать внушительную часть инвесторам-собственникам. Сейчас попробуй забери их обратно, сами владельцы уже не отдадут, им и этот бизнес выгоден. А самое главное — людям, работающим в приватизированных хозяйствах, хорошо и комфортно. Дальше. У нас около трех тысяч фермеров, причем среди них много успешных, перспективных. Кому, скажите, отказали в районах предоставить статус фермера, выдать земельный надел? Никому! Пока больше желающих нет. Что — сюда силой прикажете тащить?.. Да, есть просьбы, но не о фермерстве, а о лучших и больших участках земли. Но здесь позиция Президента ясна и правильна: землю дадим вместе с деревнями, инфраструктурой — бери, владей, но и заботься обо всем этом соответствующим образом. Так, как у нас принято в общественных хозяйствах: ОАО, СПК, КСУП…

Если земли бездумно раздавать, будет не так, как у нас, а как в России: олигархи на этом «агробизнесе» наживаются, а люди-сельчане страдают. И не знают, у кого просить защиты — социальной, материальной — любой…

Так какие еще реформы нужны белорусскому АПК? Налицо различные формы собственности и соответствующая конкуренция. Все это движет отрасль вперед, делает ее драйвером экономического роста, выводит на крупные экспортные рынки. И надо ли было идти к этому через потрясения, жесткие реформы, ломать сельчан через колено? Нет и еще раз нет, все делалось спокойно, с возможной отсрочкой на ожидание результата, ведь на земле порой нужны и год, и два, чтобы получить намеченное. Это вам не промышленное предприятие. Ну а если результата не достигалось? Вот тогда и нужно было искать инвестора, привлекать частника, менять форму собственности. То есть если реформы, то с прицелом на интересы людей, не наотмашь, строго просчитано и продумано. И главное — справедливо. Ибо у белорусов, как образно сказал Президент, «жесткий иммунитет к несправедливости», и он всегда найдет возможность защитить их.

Потому что сам наш лидер, как в очередной раз искренне признался он на встрече с журналистами, в душе и в сердце остается сельским человеком. Хотя уже и давно не живет в деревне. От этого никуда не деться. Лично мне это очень симпатично. И здорово, прежде всего, в том смысле, что, как я уже часто публично высказывался, сельский человек — искренний, честный и преданный земле и родине человек. Он никогда не предаст, всегда придет на выручку, протянет руку помощи. Это даже не обсуждается! 

Именно поэтому Президент в который раз на встречах с трудовыми коллективами, в рабочих поездках (кстати, и вчера в Славгородском районе — тоже) призывает белорусов возвращаться в деревни, покупать там дома, заниматься огородничеством, просто помогать государству восстанавливать и обустраивать подобные территории. «Надо задействовать местные заброшенные приусадебные участки, особенно в неперспективных деревнях (да и в агрогородках, в районных центрах хватает еще таких клочков земли), и отдать людям под дачи», — сказал Глава государства вчера на открытии моста в Славгородском районе. И что важно, он не просто призывает, но обещает в ближайшее время упростить для этого все формальности: «Это будет такая большая социальная программа, и давление с моей стороны будет сильное, чтобы мы освоили эти клочки».

Более чем убежден: так и надо! Еще хорошо бы к административным мерам добавить и финансовую подпитку, подключив, скажем, тот же Белагропромбанк к выдаче каких-то льготных кредитов на восстановление купленных домиков. Удачно ведь сработал этот финансовый институт и местные власти при выполнении госпрограммы по агроэкоусадьбам. Они на глазах ожили, стали архитектурно самобытны и привлекают тысячи туристов! Кстати, очень масштабная и весьма удачная реформа, у истоков которой стоял Президент. 

Вот такие размышления — о реформах и конкуренции в сельском хозяйстве, а также о своевременной инициативе Главы государства — навеяла мне дорога в лес через неперспективную деревню Боярщина. А ведь собирались мы всего лишь за вениками…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter