Все равно будем с хлебом

«Не преминул Глава государства поинтересоваться и состоянием дел в сельском хозяйстве. А первым делом обратил внимание на погоду.

— Ну что, подсыхает? — спросил Президент у председателя Минского облисполкома Александра Турчина.

— Неравномерно, — ответил губернатор.

Александр Лукашенко потребовал уделить особое внимание сохранности травянистых кормов. Зерновые, по его словам, еще можно будет докупить в случае необходимости, а вот травянистые необходимо заготовить в максимальном объеме».

Из отчета о рабочей поездке Президента в Минскую область 13 июня с. г.

Своеобразный рубикон перейден в минувший вторник. Почти в унисон с наступлением самого продолжительного летнего дня прошли решительные дождики. Пока всю картину по стране, особенно по тем адресам, где кончается асфальт, не знаю, но известно одно: долгожданная влага смочила поля. Выборочно, не все поля, а в отдельных регионах — далеко не все, однако в такой архисложной ситуации мы можем радоваться и малому. Бог не поровну делит: на Гродненщине и Брестчине, говорят, с неба он посылает и посылает чуть ли не повсеместно мокрые приветы, а вот Витебщину, Могилевщину и Гомельщину удостаивает этим кое-где и кое-как. Жарко, сухо, голодно растениям — что зерновым, другим культурам, что травам. Да и на выпасах скоту не сладко, с трудом получается удерживать удои на должном уровне, а много где они падают. Никому и ничему долго не продержаться без воды! Такой затяжной природной немилости в последнее время не припомню, засуха, установившаяся в мае — июне, самых благодатных и активных для созревания и вегетации месяцах, посуточно и методично уничтожала плоды труда рук крестьянских. И, увы, это делать продолжает.

Из ситуации есть два выхода, по крайней мере, я знаю только два. Первый — повсеместно канючить, жаловаться наверх и списывать на непогоду все неудачи на земле. И второй — наперекор стихии включать свои и науки возможности на 100—110 процентов, вводить в дело любые имеющиеся резервы, оперативно принимать необходимые решения и немедленно их реализовывать — в хозяйстве, районе, области.

Первый выход — точно не для наших селян и их менеджеров. Почти ни для кого из них (десяток-другой пассивных и случайных иждивенцев не в счет). Точно знаю: на местах с утра до ночи идет активнейшая работа штабов и непосредственных исполнителей — от председателя райисполкома до агронома и механизатора — по минимизации уже наступивших последствий. И более того, целесообразной альтернативе необъявленному небесному удару. Специалисты по земледелию лучше знают, в чем заключается эта альтернатива — в срочных оценках и пересевах выгоревших площадей, неплановой уборке погибающих гектаров и укладке в сенажные ямы, дополнительных подкормках и другой обработке, — да мало ли какие эффективные решения в их арсенале. И все они уже задействованы, просто даже не допускаю, что может быть наоборот… 

Если говорить не о сиюминутных и чрезвычайных мерах, то тут и к бабке не ходи: стратеги полей должны были предусмотреть этот риск еще с прошлой осени. Просто обязаны! И не мне говорить, что сюда входит. Напомню лишь некоторые: расширение (и решительное!) площадей под озимые зерновые, включая и его величество озимый ячмень; строжайшее соблюдение всех посевных (осенью и весной) технологий, что, естественно, адаптирует растения к участившимся засухам; более активное введение в севооборот засухоустойчивых культур. И речь не только о зерновых, просовидных и прочих выгодных полевых культурах, но и о травах, их климатической разнообразности и живучести.

Это все сделано, предусмотрено, впитано в сознание тех, кто за общий урожай в ответе? Тогда будем… Нет, не спокойны (так как 100-процентной панацеи от подобных стихийных атак, похоже, никто еще не придумал), но уж точно уверены в том, что мы сделали все, что могли и даже немножко больше. То есть на пределе наших возможностей и способностей, ни меньше!

Еще раз повторю, не соглашаясь со своими оппонентами: наше сельское хозяйство по-прежнему в зоне рискованного земледелия. С некоторых пор в зоне особого рискованного. И в нем, с кондачка, уповая только на исконное плодородие земли или на случившийся благоприятный год, многого не достигнешь. Впрочем, все это — прописные истины, и большинство руководителей сельхозпредприятий, других специалистов и самих крестьян это знают, как «Отче наш». Ежегодная пролонгация безусловной продовольственной безопасности Беларуси — тому лучшее подтверждение. Мы в сельском хозяйстве давно и прочно среди европейских и мировых лидеров по многим ключевым позициям, а ведь сельхозгоды складывались по-разному, в том числе в связи с капризами небесной канцелярии.

Но что было, то было. Сегодня на повестке дня главный вопрос: что будет? Станет ли 2023 год таким же результативным в отрасли, как и предыдущие? Переводя на гектары мягкой пахоты, спрошу проще: достаточно ли будет на прилавках наших магазинов, в закромах и стабфондах продуктов питания в их привычном ассортименте, других товаров производства АПК?

Ответ на этот вопрос дают не оторванные от земли специалисты, ассы, так сказать, сельскохозяйственных прогнозов. Делают это они и на страницах «СГ», сайте нашего издательского дома. Опираясь прежде всего на них, а также на беседы наших корреспондентов с руководителями и специалистами в хозяйствах, свои с ними встречи, смело выскажу свой прогноз и я. Но прежде замечу: кто-то, в том числе и ваш покорный слуга, часто считает прогнозы делом благодарным. Коллегам говорю: узнаем прогноз, опубликуем его и спустя время, если не подтвердится, опровергнем. Для журналистов, мол, это дело по-любому беспроигрышное. Здесь совсем иной коверкот, здесь не до игр и профессиональных заначек. Потому что на кону — продовольственная безопасность страны, ее международный авторитет, да и личный авторитет каждого сельчанина поставлен на карту. Мой — тоже...

Мы обязательно и, как всегда, будем с хлебом! В широком ассортименте этого слова. С зерном, крупой, фуражом, травяными кормами, а стало быть, с мясом, молоком, хлебобулочными и прочими всевозможными изделиями. Будем шить полюбившуюся нам и нашим импортерам льняную одежду, готовить детское питание и фруктово-ягодные напитки, кормить жителей десятков стран белорусскими продовольственными брендами. Не стану манипулировать возможными плановыми цифрами на этот год — по валу зерна, молока, мяса количеству кормовых единиц и т. д. Очевидно уже сегодня, что некоторые поменяются, и не в лучшую сторону, так как зерно щуплее, травы желтее. Но в том-то и суть нашей плановой экономики в сельском хозяйстве, что ориентиры на очередной год и Президент, и Правительство требуют брать (и выполнять!) очень напряженные, почти предельные. И, естественно, с большим запасом к необходимому. С очень значительным, поверьте. Стратегия и тактика в этом направлении отработана годами. Чтобы в случае подобных и временных природных катаклизмов достигнутый уровень все равно с лихвой покрывал все наши потребности. И не забывайте: любые планы выполняют люди, прежде всего они — специалисты и лучшие в своем деле профи, настоящей крестьянской закалки, вместе с такими же аграриями-учеными прочно усвоили школу всепогодных и надежных исполнителей поставленных перед ними задач.

И, наконец, последнее. Заключительная декада июня в случае повсеместной активизации дополнительного небесного фактора еще многое может поправить на заждавшейся обильной влаги земле-кормилице. Своим терпением и старанием она, как и люди на ней, заслужили божьей ласки и природного баланса.

mikhovich@sb.by

P. S. Будем не только с хлебом. Но и с нашей любимой газетой, которая остается с селянами во все, даже самые трудные времена. В июне заканчивается подписка на 3-й квартал, оформляйте дружбу с «Сельской газетой»! Вместе соберем урожай-2023 и убедимся в точности прогнозов.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter