Все — путем!

Профессия путейца — из самых тяжелых на железной дороге

Среди путейцев нет лентяев, ведь это нелегкий и ответственный труд. Они проходят испытание холодом и снегом

Их забота — железнодорожный путь. Их задача — содержать его в исправном состоянии. Их долг — неустанно нести вахту у стальной магистрали. Профессия путейца считается одной из самых тяжелых на железной дороге. Каков он, хлеб ее хранителя?

Станция Минск-Пассажирский. Вокзал. В утреннем морозном воздухе чувствуется запах угля, которым проводники отапливают вагоны. Спешу к небольшому трехэтажному зданию с табличкой «Минская дистанция пути. 12 околоток». Меня встречает Вячеслав Бунель — почетный железнодорожник, бригадир пути этого самого околотка (так называют подразделения дистанции).

— Заходите, — приглашает Вячеслав Васильевич. — В комнате мастера уже собрались все бригадиры. У нас каждый день начинается в 7.40 с селекторного совещания.

«Телефонную конференцию» проводит начальник дистанции. Координирует работу на день.

Получив ЦУ, Вячеслав Бунель отправляется в комнату бригадиров, чтобы переодеться.

— Теплые ватные брюки, куртка, рукавицы, утепленные сапоги, — показывает зимний комплект Вячеслав Васильевич.

Обязательный атрибут железнодорожника — оранжевый жилет со светоотражающими элементами.

— А это для чего? — показываю на свисток.

— Когда моя бригада работает, я должен не только наблюдать за ней, но и смотреть по сторонам. Как только вижу приближающийся поезд, даю свисток, чтобы монтеры пути отошли в безопасное место.

Перед тем как отправиться на рабочее отделение, за которое отвечает Вячеслав Бунель, для меня устраивают небольшую экскурсию по зданию околотка.

— Раньше у нас было деревянное строение — 8 квадратных метров на 2 бригады. Там было то жарко, то холодно. Переодеться сложно. А в бригадах тогда еще и женщины работали. Теперь их среди путейцев единицы. Дорабатывают до пенсии. Не женская это работа. В 1989 году было построено новое здание. Сейчас здесь делают ремонт. Вот тут будет помещение для сушки одежды, там — кухня, душевые, гардеробные. Думаю, к марту ремонт закончат.

Вторым никак нельзя

На улице минус 13. Снег под ногами утоптан, скрипит. От здания околотка идем вдоль путей в сторону моста над путепроводом. Вячеслав Васильевич вспоминает былое:

— В 1973 году сюда пришел. До этого учился в 34-м минском железнодорожном училище. Сам я сельский парень, родом из деревни Ефимовичи Клецкого района. В дистанции, пожалуй, единственный, кто столько работает: в этом году 22 июля будет 40 лет стажа. А 1 января отметил 60-летие. Я родился в час ночи. Мне вторым никак нельзя.

Идем мимо мойки вагонов. Рядом — пост оператора.

— В будущем здесь построят новые пассажирские перроны, — показывает бригадир на площадку отстоя пассажирских вагонов. — Станция сможет принимать еще больше поездов. Столько всего изменилось за время моей работы. Я мог бы целую летопись написать. Вот здесь под путями целый город — разные ходы-выходы, коммуникации.

Перед тем как перейти путь, Вячеслав Бунель интересуется:

— А вы знаете, как правильно переходить через железную дорогу? Ни в коем случае нельзя наступать на рельсы и шпалы, потому что они могут быть скользкими. А за 2 метра до пути нужно посмотреть по сторонам.

Мести, грести и копать

Подходим к небольшому одноэтажному зданию. Здесь всего две комнаты. Одна — для бригадиров, вторая — для монтеров.

— Вы строгий начальник? — спрашиваю у Вячеслава Васильевича перед тем, как войти.

— Бригадир — это как старшина в армии. А какой солдат любит старшину? Слежу за дисциплиной, качеством работ. Бывает, приходит новый работник, ему хочется свободы, претит дисциплина. Пожурю его, потом при случае похвалю. Работа ведь серьезная, слабины не терпит. Отвечаю за все на своем участке. С меня и спрос.

Вячеслав Бунель пропускает меня вперед:

— Тут путейцы греются и отдыхают. Первым делом узнаю, все ли здоровы, готовы к работе. Правильно ли одеты. Потом обсуждаем фронт работ.

Бригадир записывает в журнале, кто вышел на смену. Под его началом — пять человек.

— Сегодня по плану очистка всех наших 34 стрелок, — обращается он к монтерам. — Пока я отлучусь на пост ЭЦ, старшим группы будет Владимир Иванов.

Путейцы берут лопаты, ломы, метлы и отправляются к стрелочному переводу.

— Они будут делать обширную очистку — крестовин, рельсов, стыков, — говорит бригадир. — Когда снег только выпал и замело стрелки, то первым делом их просто обметают. Главное, чтобы они переводились.

У стрелочного перевода на опоре Вячеслав Бунель нажимает на кнопку и по громкой связи сообщает дежурному, где путейцы начинают работать. Тот подтверждает, повторив информацию.

— Сейчас мы сходим на пост электрической централизации. Я должен сделать записи еще в одном журнале, — говорит, показывая дорогу, Вячеслав Васильевич.

В трехэтажном здании поднимаемся на самый верх. Здесь дежурные по станции распоряжаются всеми операциями, которые связаны с приемом, отправлением и пропуском поездов. Так как станция Минск-Пассажирский большая, то дежурных два. Перед ними — огромный пульт с десятками огоньков. Они переключают на нем кнопки, одновременно разговаривают по двум телефонам, слушают помощников и что-то объявляют по громкой связи. Узнав, откуда гости, интересуются:

— «Штадлером» ездили?

Так как мне доводилось не раз колесить на этих швейцарских электропоездах, которые в позапрошлом году приобрела Белорусская железная дорога, делюсь впечатлениями.

— Приходите в следующий раз к нам на смену. Тут жизнь кипит. Запомните, моя фамилия почти как у итальянского тенора, — говорит дежурный по станции Иван Короза.

В жару и стужу, слякоть и дождь

Возвращаемся к бригаде Бунеля.

— Часто ли болеете? — спрашиваю у железнодорожников, притопывая на месте, чтобы согреться.

— Путейцы все закаленные, — улыбаясь, отвечает Михаил Сиротка, который работает в дистанции 17 лет. — Мы периодически проходим медкомиссию. Когда все нормально — раз в три года. Ну а если у медиков есть вопросы по здоровью — раз в год.

— Да разве это мороз?! Случалось работать, когда на улице минус 30 было, — вспоминает Вячеслав Бунель. — Да и зима нынче не самая снежная. Вот в начале 80-х были снегопады — ни пути, ни стрелок не было видно, сплошной белый ковер. Нет таких погодных условий, при которых путеец не выйдет на работу. Это только техника может подвести. А человек — нет. Зимой на улице главное — трудиться, тогда не замерзнешь.

— А когда сложнее работать, зимой или летом? — интересуюсь, уже основательно озябнув.

— Самый сложный сезон для нас — летний, потому что нужно выполнять очень много путевых работ: менять шпалы, рельсы. Зимой полегче. Путейцы чистят снег, следят, чтобы все было в порядке. А если какая неисправность, болты, например, расслабились, исправляем. Два раза в месяц путеизмеритель проверяет путь. И я четыре раза тоже просматриваю. За столько лет работы знаю свое рабочее отделение досконально — до каждого болтика, гаечки.

Чтобы испытать все «прелести» борьбы со снегом, прошу железнодорожников дать метлу. Три минуты обметаю рельсы, пять, десять. Становится жарко. Монтеры советуют сделать перерыв, чтобы восстановить температуру тела. Затем под их дружный смех продолжаю мести.

Обед по расписанию?

Мой эксперимент прервался. Если путейцам не нужно «воевать» со снегом, обед у них начинается в полдень. Во время метели отлучаются подкрепиться попеременно. В кухне железнодорожники достают «ссобойки», разогревают в микроволновке. Пьют чай, отогреваются. Отдых заслуженный — к этому времени они вычистили 12 стрелочных переводов.

— Смотрите, снова снег пошел, — показываю бригадиру в окно. — Не надоедает постоянно делать одно и то же?

— Работа у нас такая. Бывает, когда большой снег, очистишь стрелку, поезд пройдет — и надо по-новому ее вычищать. Либо с вагона упадет ледышка, стрелка не переводится. Дежурный дает команду. Нужно срочно бежать, убирать. Ведь иначе следующий поезд может задержаться. А это плохо.

До пяти вечера бригада Бунеля чистила стрелочные переводы. Потом Вячеслав Васильевич еще три часа дежурил, чтобы передать «эстафету» своим коллегам. У тех смена ночная, двенадцатичасовая. Таким образом, зимой железнодорожники несут вахту у полотна круглосуточно.

Прощались, словно старые знакомые. Поймала себя на мысли, что путейцы — особые люди. Простые в общении, открытые, жизнерадостные, но вместе с тем с железной силой воли.

На снимках: бригадир Вячеслав БУНЕЛЬ; монтер пути Владимир ИВАНОВ выдувает снег с помощью специальной техники.

Фото: Юлия ПОЛТАВСКАЯ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter