Как правильно учить дошколенка?

Все просто, как азбука

«Никак не могу выучить со своей Миланкой алфавит. Представь, она не запоминает буквы. Твержу ей по сто раз. Это «А», то «Б». Без толку. А твоя знает?» У подруги трагедия. Четырехлетняя Милана не читает и, что еще хуже, даже не знает букв.



«И ведь букварь купила, и прописи всякие».

Я отстраненно киваю головой в такт. А сама вспоминаю детство. Поездки к бабушке. Как мы играли в клад. Как зарывали в землю секретики. Как делали ногти из лепестков. Животных, овощи и фрукты  по карточкам не учили. Зато гладили по голове рогатую Зорьку и  возвращались из  лесу с синими от черники губами.

«И ведь даже Ванька из соседнего подъезда уже читает».

У современных детей нет детства. Сейчас ребят начинают развивать, натаскивать и обучать чуть ли не с пеленок. Мой знакомый с шести месяцев возит свою дочурку на занятия. А посмотрите, сколько сейчас развивающих центров расплодилось! «Научим вашего трехлетку читать и писать», «Английский с 2 лет — легко, только приходите», «Шесть предметов для вашего дошкольника»… Только надо ли все эти лекции малышам? Может, это надо нам, родителям?

«И ведь она неплохо поет, но что эти песни?» — подруга не успокаивается.

Как-то мне довелось пообщаться с известным белорусским психологом Елизаветой Панько, автором  множества работ по психологии. Именно она стала научным руководителем первой в стране национальной программы развития, воспитания детей в дошкольных учреждениях «Подснежник». Так вот, Елизавета Александровна заметила, что школьный подход в обучении для дошколят недопустим. Ведь если перегнуть палку, у ребенка могут быть трудности в обучении. «Не надо идти против природы. В этом возрасте ребенок должен играть, это для него лучшая учеба», — резюмировала психолог.

Это не значит, что я призываю вас бросать осваивать со своим чадом буквы — бога ради. Нравится ребенку — пожалуйста. Но если трехлетний Игорешка или четырехлетняя Миланка при виде алфавита начинают плакать, может, лучше предложите поиграть в салки. Или прятки. Или еще лучше — разыграйте любимую сказку по ролям. А читать ребенок научится, никуда не денется. До школы я, между прочим, читать не умела. Мама за голову хваталась: «И Нина, и Катя, и Света уже читают». Зато в первом классе уже после первой четверти по технике чтения у меня был лучший результат среди учеников.

Есть еще и другая проблема. О ней уже говорят учителя младших классов. Если уж браться учить ребенка читать самостоятельно, то делать это надо правильно. Знакомая учительница в сердцах рассказала, как одна мама пыталась обучить ребенка премудростям чтения до школы. Так занималась с сыном, что тот в итоге попал в категорию отстающих. Вместе с ребенком они запоминали названия букв, а не звуки. Потом мальчику никак не давались слоги.

Школа не требует умения читать, как некоторые думают. Спросите у любого педагога. Главное, чтобы ребенок был психологически готов к учебе, то есть были развиты внимание, мышление, память, речь. Как их развивать? Я уже говорила. Забросьте все учебники и просто играйте.

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter