«Никак не могу выучить со своей Миланкой алфавит. Представь, она не запоминает буквы. Твержу ей по сто раз. Это «А», то «Б». Без толку. А твоя знает?» У подруги трагедия. Четырехлетняя Милана не читает и, что еще хуже, даже не знает букв.
«И ведь букварь купила, и прописи всякие».
Я отстраненно киваю головой в такт. А сама вспоминаю детство. Поездки к бабушке. Как мы играли в клад. Как зарывали в землю секретики. Как делали ногти из лепестков. Животных, овощи и фрукты по карточкам не учили. Зато гладили по голове рогатую Зорьку и возвращались из лесу с синими от черники губами.
«И ведь даже Ванька из соседнего подъезда уже читает».
У современных детей нет детства. Сейчас ребят начинают развивать, натаскивать и обучать чуть ли не с пеленок. Мой знакомый с шести месяцев возит свою дочурку на занятия. А посмотрите, сколько сейчас развивающих центров расплодилось! «Научим вашего трехлетку читать и писать», «Английский с 2 лет — легко, только приходите», «Шесть предметов для вашего дошкольника»… Только надо ли все эти лекции малышам? Может, это надо нам, родителям?
«И ведь она неплохо поет, но что эти песни?» — подруга не успокаивается.
Как-то мне довелось пообщаться с известным белорусским психологом Елизаветой Панько, автором множества работ по психологии. Именно она стала научным руководителем первой в стране национальной программы развития, воспитания детей в дошкольных учреждениях «Подснежник». Так вот, Елизавета Александровна заметила, что школьный подход в обучении для дошколят недопустим. Ведь если перегнуть палку, у ребенка могут быть трудности в обучении. «Не надо идти против природы. В этом возрасте ребенок должен играть, это для него лучшая учеба», — резюмировала психолог.
Это не значит, что я призываю вас бросать осваивать со своим чадом буквы — бога ради. Нравится ребенку — пожалуйста. Но если трехлетний Игорешка или четырехлетняя Миланка при виде алфавита начинают плакать, может, лучше предложите поиграть в салки. Или прятки. Или еще лучше — разыграйте любимую сказку по ролям. А читать ребенок научится, никуда не денется. До школы я, между прочим, читать не умела. Мама за голову хваталась: «И Нина, и Катя, и Света уже читают». Зато в первом классе уже после первой четверти по технике чтения у меня был лучший результат среди учеников.
Есть еще и другая проблема. О ней уже говорят учителя младших классов. Если уж браться учить ребенка читать самостоятельно, то делать это надо правильно. Знакомая учительница в сердцах рассказала, как одна мама пыталась обучить ребенка премудростям чтения до школы. Так занималась с сыном, что тот в итоге попал в категорию отстающих. Вместе с ребенком они запоминали названия букв, а не звуки. Потом мальчику никак не давались слоги.
Школа не требует умения читать, как некоторые думают. Спросите у любого педагога. Главное, чтобы ребенок был психологически готов к учебе, то есть были развиты внимание, мышление, память, речь. Как их развивать? Я уже говорила. Забросьте все учебники и просто играйте.
azanovich@sb.by