Все поняла, сделаю...

Оказывается, не так-то просто со вкусом провести субботний вечер.
Оказывается, не так-то просто со вкусом провести субботний вечер. Чтобы попасть на остромодную третью "Матрицу", билеты нужно покупать за несколько дней. Или заплатить спекулянту двойную цену. Такая же картина наблюдалась и на премьере Русского театра "Утешитель вдов". Завзятой театральной крысе даже на маргинальные приставные места и то трудно контрамарку достать. Но сложности нас только возбуждают. Не побывать на премьере нового спектакля Витаутаса Григалюнаса - значит вычеркнуть себя из числа посвященных.

Для каждого культурного жителя столицы имя Григалюнаса - почти что фетиш. Оно оживляет в памяти сладкие времена, когда Альтернативный театр был реальной альтернативой. Кроме того, любопытство подогревает скандальный флер, сопровождающий спектакль. Якобы некий молодой драматург так раскритиковал "Утешителя", что постановщик от обиды решил не ходить на свой же спектакль. Впрочем, даже еще не увидев спектакля, могу заметить, что молодой драматург из яслей в среднюю группу детского сада не перешел, когда "Трехгрошовая опера" Григалюнаса уже собирала аншлаги. Так что предмет конфликта из-за разницы в весовой категории прошу считать исчерпанным. Тем не менее нынешняя версия "Утешителя вдов" от этого скандальной быть не перестает. Уж не знаю как, но режиссер уговорил актрис театра имени Горького щеголять по сцене в нарядах настолько открытых, что это граничит с пошлостью. Хотя стоит признать, что само зрелище и отталкивает, и завораживает одновременно... Не такого ли эффекта Григалюнас и добивался? Женская суть под микроскопом, очевидно, столь же отвратительна, сколь и прекрасна. Я хотела сказать: что естественно, то не безобразно. А в остальном - спектакль как спектакль.

Итальянские авторы Маррота и Рандоне написали фарс на популярную тему. Неотразимый аферист Эдуардо Палумбо создал предприятие по "разводу" богатых вдовушек. За "дорого" он проводит "спиритические" сеансы, во время которых умершие мужья выполняют супружеские обязанности, вселяясь в Палумбо. Такие фокусы нам известны еще со времен выхода в прокат голливудской мелодрамы "Привидение". И даже больше. Безутешные вдовы только притворяются, что верят в чудеса. Эдуардо и сам по себе, без помощи призраков, очень хорош. Дамочки готовы месяцами стоять в очереди, чтобы попасть на прием к утешителю. Эта сексуальная сумятица продолжается до тех пор, пока главный герой не решается на опрометчивый шаг - жениться и остепениться. В результате он сам становится жертвой коварного плана, и вся его империя чувственных услуг рушится.

К сожалению, загадкой остается отношение режиссера к герою. Эдуардо не вызывает ни сочувствия, ни отвращения, нет "внутренней драмы", которую он, по замыслу авторов, должен испытывать. То, что способно захватить зрителя, в комедии упущено и упор делается, естественно, на второстепенные детали и персонажи. При всем уважении к заслуженному артисту Владимиру Шелестову, исполняющему роль Эдуардо, нельзя не сказать, что спектакль у него попросту украден. И "виной" тому Андрей Душечкин, совершенно неподражаемо играющий женскую роль. Только представьте, двухметровая жгучая брюнетка Кончета сжимает в гигантских объятиях стареющего ловеласа. Когда она, то есть он, Душечкин, басом произносит страстное: "Все поняла, сделаю!" - зал умирает со смеху. Жаль, что на роль остальных героинь режиссер не пригласил актеров-мужчин. То-то была бы клоунада. Впрочем, именно знаменитые актрисы Русского театра Анна Маланкина, Лина Цветкова, Елена Пастревич, Александра Богданова и делают этот спектакль пикантным.

Вместо послесловия. Критики, безусловно, выскажутся об этой работе. И что-то мне подсказывает - не очень доброжелательно. Не любят у нас "пустых вещиц". Надо, чтобы спектакль отвечал хотя бы на один насущный вопрос. Но режиссеры ставят для зрителей. И в этом смысле у меня есть что сказать в защиту Григалюнаса. Мой далекий от искусства спутник согласился зайти со мной в театр только потому, что на "Матрицу" билетов не было. И только на одно действие. Но в антракте он уже меня уговаривал остаться, чтобы досмотреть спектакль до конца. Такая оценка дорогого стоит.

Ваша крыса Ш.А.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter