Все помним, но ничему не научились...

Первый раз в поселок Грудиновка Быховского района я попал ровно 20 лет назад.
Первый раз в поселок Грудиновка Быховского района я попал ровно 20 лет назад. Думал тогда, что еду в командировку в обыкновенную деревню. Оказалось - в удивительнейшее место. Когда увидел расположенное в Грудиновке имение Толстых, буквально остолбенел - графская усадьба производила сильное впечатление. Особенно поразили дворец (тогда здесь размещалась школа-интернат) и раскинувшийся рядом на 6 гектарах парк... Деревья в нем были высажены буквами "Х" и "Т" - так граф Харитон Толстой на века запечатлел свои инициалы. Но не только в этом состоит уникальность парка. Здесь представлено более 40 видов растений, отдельные из которых в Беларуси больше нигде не встречаются. Именно поэтому еще в 1963 году парку был присвоен статус памятника природы и садово-паркового искусства республиканского значения.

Когда недавно вновь ехал в Грудиновку, уже знал, что усадьба запущена. Но где-то в глубине души теплилась надежда вновь увидеть сказку. Увы, чуда не произошло...

Сейчас над графским имением витает тень запустения, но жизнь в усадьбе еще теплится. В почти современном здании, построенном рядом с дворцом (в бывшем спальном корпусе школы-интерната), разместилось отделение круглосуточного пребывания для пенсионеров и инвалидов, где коротают свой век около 50 стариков. Некоторым из них, тем, от кого отказались дети, придется здесь доживать свои дни - это жестокая правда.

На таком безрадостном фоне заброшенный дворец Толстых, ставший жертвой мародеров, растащивших из здания батареи отопления, двери, половую доску - образец белорусского барокко, - выглядит как памятник равнодушию. В том числе и к своей истории.

- А что я могу сделать? - разводит руками директор Быховского районного центра социального обслуживания населения Вадим Роговой. - Историческое здание числится на нашем балансе лишь с апреля прошлого года. Нам хотя бы двери и окна заколотить - чтобы под воздействием перепадов температуры, атмосферных осадков дворец не развалился. Но только на это необходимо около 4 миллионов рублей - денег, которых у нашего центра попросту нет. О какой реставрации в таком случае может вообще идти речь? Слов нет, сердце болит, но восстановить его не под силу даже за счет районного бюджета...

Может сложиться впечатление, будто никто ничего не пытался сделать для восстановления графского имения. Пытались. Искали спонсоров, согласных вложить свои деньги в реставрацию. Даже нашли потомка Толстых, который приезжал в Грудиновку из Франции. Он походил вокруг, посмотрел и сказал, что не видит смысла тратить средства. Правда, в свое родовое гнездо время от времени наведывается...

Недавно вроде как забрезжил свет в конце тоннеля - президент одной благотворительной организации из Италии предварительно дал свое "добро" на начало работ. Нужно было только составить смету, определить, с чего начинать. Но... Словно злой рок витает над грудиновским имением - итальянец скоропостижно скончался. А его сыну, принявшему в свои руки бразды правления, уже не до реставрации какого-то там дворца в Беларуси.

Летом судьба графских развалин чуть было не решилась трагически. Местные пацаны залезли во дворец и разожгли костер прямо на деревянных перекрытиях. Если бы огонь не увидели взрослые, вызвавшие пожарных, проблема реставрации усадьбы сейчас, быть может, уже не стояла - не было бы что восстанавливать.

Умирает не только дворец Толстых. Постепенно приходит в упадок и парк. Прогуливаешься по нему и в шелесте веток будто слышишь жалобные стоны...

- Сейчас парк числится на нашем балансе, - сожалеет председатель Грудиновского сельсовета Людмила Ермоленко. - Я, как коренная жительница, всю жизнь гордилась, что Грудиновка - такое изумительное место, равного которому, быть может, нет в Беларуси. А сейчас сердце кровью обливается, когда смотрю на то, что стало с парком. Что мы, неспециалисты, можем сделать? Разве только очистить от зарослей кустарника. И очищаем - работают женщины с топорами и вилами. Но мы же не знаем, где можно трогать насаждения, а где нет. Потому, быть может, сами того не ведая, наносим уникальному природному памятнику невосполнимый ущерб.

Так что получается: нет у графского имения будущего? Не знаю. Сейчас появилась идея из дворца сделать церковь. Но опять-таки неизвестно, где взять на это средства. Да еще вопрос - как отнесутся к такому предложению священнослужители? Как бы то ни было, но маленький, еле заметный, лучик надежды быть спасенным для графского дома все же забрезжил.

О парке этого, увы, не скажешь. Как был, так и остается беспризорным. Боюсь, что в скором времени мы можем потерять этот чудесный памятник природы. Конечно, потом мы будем попытаться оправдаться перед собой - списать все на Чернобыль, финансовые трудности. Другой вопрос - простят ли нас потомки, что не смогли уберечь для них то, что имели?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter