Работа союзных депутатов полезна, считает председатель Комиссии ПС СБиР по законодательству и Регламенту Татьяна МОСКАЛЬКОВА

Все основывается на праве

Работа союзных депутатов полезна, считает председатель Комиссии ПС СБиР по законодательству и Регламенту Татьяна МОСКАЛЬКОВА.



Российско-белорусское объединение прошло путь от Сообщества России и Беларуси (1996 год) к Союзу Беларуси и России (1997 год) и Союзному государству. Договор о его образовании был подписан в 1999 году. За это время изменился и его законодательный орган: сегодня это Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, состоявшаяся 12–13 июня 1997 года в Бресте, рассмотрела организационные и правовые вопросы преобразования Парламентского Собрания Сообщества в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. После этого началось формирование союзных органов: были образованы Пограничный комитет и Комитет по вопросам безопасности Союза Беларуси и России, подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации.

В декабре 1998 года президенты Беларуси и России подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования государств-союзников. Так зарождалась реальная межгосударственная интеграция.

Наиболее действенным звеном в процессе формирования союза двух государств является Парламентское Собрание. Главная заслуга союзных парламентариев в том, что они заложили основы формирования правовой системы Союзного государства. Из года в год, от сессии к сессии они шли этим путем. Перечень вопросов, рассмотренных на заседаниях сессий, свидетельствует об огромной проделанной работе союзных депутатов, которая велась в режиме согласованных действий с национальными парламентами государств-союзников, что является непростым делом.

С апреля 1996 года по настоящее время проведено сорок шесть сессий. За это время отрабатывались вопросы и проблемы статуса союзных парламентариев, законодательной базы Союзного государства, основных прав и свобод граждан государств-союзников. Были рассмотрены вопросы: о полномочиях членов Парламентского Собрания Сообщества Беларуси и России; о постоянных комиссиях Парламентского Собрания и их персональном составе; об основных направлениях законопроектной деятельности и плане первоочередных мероприятий Парламентского Собрания; о концепции и плане мероприятий по унификации законодательства в сфере реформирования экономики, законодательства о труде на 1996–1997 годы; о механизме трансформации союзных законодательных актов в правовые системы государств-участников; о ходе работы над проектом законодательного акта, определяющего равный статус граждан Беларуси и России; о ходе подготовки проекта Соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Беларусь, и гражданами Республики Беларусь, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и многие другие.

Этот период союзного строительства ознаменован активизацией интеграционных усилий наших стран в экономической и социальных сферах. Именно в этот период начали разрабатываться многие совместные программы, которые обеспечили в последующем высокую степень интеграции ряда отраслей экономик Беларуси и России. На прошедших в это время девяти сессиях Парламентского Собрания (V–XIII) были рассмотрены проекты важнейших нормативно-правовых актов. В частности, о союзной собственности; об инвестиционной деятельности; о защите экономической конкуренции; о финансово-промышленных группах; об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о единых подходах в пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей – граждан государств – участников Союза Беларуси и России.

На VIII сессии Парламентского Собрания был рассмотрен проект закона «О порядке разработки, рассмотрения, принятия и исполнения бюджета Союза». Это явилось серьезным шагом в совершенствовании всего бюджетного процесса. За последние годы бюджет Союзного Государства увеличился в пять раз. Это позволило в рамках реализации совместных программ дополнительно создать более сотни тысяч рабочих мест.

На XIII сессии в ноябре 1999 года депутаты выступили с предложениями к проектам Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений этого Договора. В них были определены основные направления деятельности Парламента и других органов Союзного государства.

Подписание Договора о создании Союзного государства 8 декабря 1999 года подняло работу союзных парламентариев на новый уровень. Сегодня депутаты занимаются не только вопросами унификации национальных законодательств, уровнем эффективности межгосударственной интеграции, но и  проблемами, без решения которых нельзя создать конкурентоспособное межгосударственное образование, способное противостоять вызовам мировой экономики, быстро меняющегося мира. Деятельность союзных депутатов по праву можно назвать уникальной, а парламентскую практику – достоянием мирового сообщества, которая может быть использована на просторах СНГ при формировании других интеграционных объединений.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter