Все наше горе - от нас самих?
23.06.2004
Разговариваю со студенткой, только что вернувшейся из годичной стажировки в США: "Если в этой стране за год-два ничего не изменится, немедленно уеду обратно".
Главное, что царапнуло, так это относительно "этой страны". Откуда снобизм, почему страна, которая тебя вырастила, "эта"? Ну почему не сказать "моя"? И куда от самой себя можно уехать?
Кто ж спорит, по уровню жизни нам до Швеции еще далеко. Но не надо упускать из виду, что нечто подобное - говорю в первую очередь о бедности - на наших просторах было всегда. Почитаешь, скажем, известного историка М.Кояловича о состоянии белорусской жизни два-три и более веков назад - тоска берет... Кто бы не рассказывал сказки относительно процветания страны много-много лет тому назад, свидетельств этому благополучию в народной памяти не осталось.
Вспоминается в этом контексте известный персонаж В.Короткевича из романа "Дикая охота короля Стаха" - идеалистический студент по фамилии Светилович. Попробуйте вложите ему в уста фразу вроде "Если ничего не изменится в Болотных Ялинах, кину все и уеду в Варшаву". Не получается, не правда ли?
Конечно, никто не призывает к "хождениям в народ", народовольческому самопожертвованию и прочим далеким от нашего прагматического века вещам. Ну, добейся успеха в своей собственной жизни, построй свою собственную судьбу. И не правда, что "не дают", что "душат". Сколько удачливых молодых людей вокруг, да и возможности, связанные с работой за границей, впечатляют. Конечно, тяжело. Но всегда намного легче сбиться на негативизм и критицизм, нежели дать самому себе, а значит, и семье, а значит, и государству что-то полезное и нужное.
То же - относительно демократии и свободы. Строй родное демократическое государство со всем пылом и умением юности. Расти ростки свободы на всех социальных огородах. Только не надо думать, что к любому обществу подходят стандартные клише той же демократии и свободы. Для каннибала какого-нибудь Богом забытого острова высшим проявлением свободы будет поимка зазевавшегося сородича и его демократическое поедание. Ведь демократия - это все же процесс, а не кем-то дарованный акт. И себя, такого демократического и такого свободного, надо пестовать не одно десятилетие-столетие, чтобы из "яиц" наконец стали появляться исключительно демократические и свободные "новорожденные".
И еще один момент. Чувствуется, что в обществе как-то незаметно повышается температура. Причем все же за счет ангажированного вранья, а не в связи с реальными процессами. Ведь диалог, подобный приведенному выше, можно услышать сплошь и рядом. Будет меняться только фразеология, а суть останется. Едем по трассе Брест - Минск. В одном из мест прямо к дороге "выбегают" симпатичные домики. Видно, что строили централизованно. И тут же слышу от соседа: маленькие домики, плохие. И вместо шифера черепицу положить бы надо. Что ж спорить, можно было бы построить и лучше. Вот только все это напоминает известную фразу о том, что у одного жемчуг мелкий, а у другого хлеб черствый. А все наше горе, мне представляется, от нас самих...
Ничего умнее нормальной работы на своем рабочем месте мы придумать не сумели. И двигаться вперед без этой нормальной работы на своих рабочих местах мы тоже вряд ли сумеем.
Борис ЛЕПЕШКО, Брест.
Главное, что царапнуло, так это относительно "этой страны". Откуда снобизм, почему страна, которая тебя вырастила, "эта"? Ну почему не сказать "моя"? И куда от самой себя можно уехать?
Кто ж спорит, по уровню жизни нам до Швеции еще далеко. Но не надо упускать из виду, что нечто подобное - говорю в первую очередь о бедности - на наших просторах было всегда. Почитаешь, скажем, известного историка М.Кояловича о состоянии белорусской жизни два-три и более веков назад - тоска берет... Кто бы не рассказывал сказки относительно процветания страны много-много лет тому назад, свидетельств этому благополучию в народной памяти не осталось.
Вспоминается в этом контексте известный персонаж В.Короткевича из романа "Дикая охота короля Стаха" - идеалистический студент по фамилии Светилович. Попробуйте вложите ему в уста фразу вроде "Если ничего не изменится в Болотных Ялинах, кину все и уеду в Варшаву". Не получается, не правда ли?
Конечно, никто не призывает к "хождениям в народ", народовольческому самопожертвованию и прочим далеким от нашего прагматического века вещам. Ну, добейся успеха в своей собственной жизни, построй свою собственную судьбу. И не правда, что "не дают", что "душат". Сколько удачливых молодых людей вокруг, да и возможности, связанные с работой за границей, впечатляют. Конечно, тяжело. Но всегда намного легче сбиться на негативизм и критицизм, нежели дать самому себе, а значит, и семье, а значит, и государству что-то полезное и нужное.
То же - относительно демократии и свободы. Строй родное демократическое государство со всем пылом и умением юности. Расти ростки свободы на всех социальных огородах. Только не надо думать, что к любому обществу подходят стандартные клише той же демократии и свободы. Для каннибала какого-нибудь Богом забытого острова высшим проявлением свободы будет поимка зазевавшегося сородича и его демократическое поедание. Ведь демократия - это все же процесс, а не кем-то дарованный акт. И себя, такого демократического и такого свободного, надо пестовать не одно десятилетие-столетие, чтобы из "яиц" наконец стали появляться исключительно демократические и свободные "новорожденные".
И еще один момент. Чувствуется, что в обществе как-то незаметно повышается температура. Причем все же за счет ангажированного вранья, а не в связи с реальными процессами. Ведь диалог, подобный приведенному выше, можно услышать сплошь и рядом. Будет меняться только фразеология, а суть останется. Едем по трассе Брест - Минск. В одном из мест прямо к дороге "выбегают" симпатичные домики. Видно, что строили централизованно. И тут же слышу от соседа: маленькие домики, плохие. И вместо шифера черепицу положить бы надо. Что ж спорить, можно было бы построить и лучше. Вот только все это напоминает известную фразу о том, что у одного жемчуг мелкий, а у другого хлеб черствый. А все наше горе, мне представляется, от нас самих...
Ничего умнее нормальной работы на своем рабочем месте мы придумать не сумели. И двигаться вперед без этой нормальной работы на своих рабочих местах мы тоже вряд ли сумеем.
Борис ЛЕПЕШКО, Брест.