Что такое инклюзивный театр?

Все начинается с любви

Мир по определению агрессивен к тем, кто не похож на других. Тем ценнее каждый проект, помогающий понять главное: люди разные, и “другой” вовсе не означает “плохой”.


Семейный инклюзив-театр “i” (СИТi-театр), объединяющий детей без инвалидности и ребят с аутизмом, заявил о себе мюзиклом “Флейта-чарадзейка” два года назад, потом не менее успешным спектаклем “Чыгунка”. В октябре была представлена “Сказка волчьего леса”, а недавно состоялась премьера 3D-спектакля “Аднойчы ў вялізным горадзе”.

Я помню, как шла в первый раз на генеральную репетицию “Флейты”, которая проходила на сцене Белгосфилармонии. В моей жизни уже был опыт общения с людьми с аутизмом, правда, взрослыми, так что в каком-то смысле мне повезло: я знала, что при правильном подходе они прекрасно социализируются и могут быть в жизни очень даже успешными. Детей с подобным диагнозом мне встречать не приходилось. Ирина Пушкарева, руководитель театра “i”, предупреждала: “Вы вряд ли сумеете отличить одних ребят от других до того момента, как на сцену с ними выйдут тьюторы”. Я не поверила, но так и вышло — внешних отличий на первый взгляд не было, а другие дети никак не выделяли особенных ребят, вместе с ними играли, болтали и бесились.

— Таких необычных детишек в коллективе не может быть много, иначе получится не инклюзия, а специальное учреждение, и главная цель — полноценное включение детей с аутизмом в общество — не будет достигнута, — объяснял мне потом продюсер Леонид Динерштейн.

С включением все оказалось в порядке. Я не раз и не два приходила в театр “i”, наблюдала за тем, как работает с детьми на репетициях режиссер Игорь Сидорчик — как со взрослыми актерами, не делая между ними никаких различий, но при этом относясь с уважением ко всем маленьким артистам.

Больше проблем на начальном этапе возникало с родителями — многие, приходя в студию Ирины Пушкаревой и видя, как на равных общаются дети с аутизмом и без, возмущались: “Ой, куда это мы попали, мы не хотим, чтобы наш ребенок был среди инвалидов!” Сперва отток был колоссальный, многие родители забирали своих детей, иногда не утруждаясь даже искать предлог для этого. Но на их место пришли те, кто готов любить, а не бросать камни. Мир питает любовь. Без нее искусство мертво, а социум превращается в каменные джунгли. И хорошо, что есть место, где особенным детям не приходится сражаться с агрессивной средой, потому что их уже взяли под защиту, приняли и полюбили. А значит, можно жить, творить, развиваться, прорастать корешками и веточками в окружающий мир.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter