Все на МАЗи!

Автомобили Минского автозавода признаны самыми безопасными в своем классе в СНГ
Автомобили Минского автозавода признаны самыми безопасными в своем классе в СНГ

В этом корреспонденты «СБ» убедились на испытательных дорогах под Минском. Мне даже удалось почувствовать себя немного Шарлем Фару, французским журналистом, первым почти век назад предложившим проводить тест–драйвы автомобилей.

Итак, сажусь за руль новенького автобуса МАЗ–256. С водительского кресла дорога выглядит непривычно. Места пассажиров занимают 75–килограммовые мешки с песком, около переднего колеса прикреплен датчик. Передача включается с неохотой, и, дернувшись, машина глохнет (не легковой автомобиль — привыкнуть надо). Со второго раза трогаюсь... Аккуратно проезжаю круг–другой, разворачиваюсь и резко останавливаюсь на мокром асфальте, все же не рискуя выписывать лихие виражи. Хотя управляемость автобуса, да и комфортность понравились.

Торможение на мокром асфальте, перестроение из одного ряда в другой и прочие маневры водитель–испытатель должен выполнять снова и снова, постепенно увеличивая скорость. Современные датчики и приборы передают информацию на компьютер, установленный прямо в салоне автобуса. Потом полученные данные анализируют. Ага, представляю я, значит, надо проехать по этому же маршруту еще раз «надцать», развернуться и затормозить. Нет уж, увольте! Удовольствие не для меня. К тому же для водителя–любителя подобные тест–драйвы не всегда безопасны.

— В любых испытаниях есть элемент авантюры, — соглашается начальник испытательного центра МАЗа Сергей Минюкович. — Риск существует всегда, нужно уметь вовремя остановиться. Хотя случалось всякое: бывало, и машины в кювет съезжали, и разворачивало их на 180 градусов.

— А выполнение, по сути, одного и того же каждый день не утомляет? — интересуюсь, одновременно входя в поворот.

— Ничуть! За сто лет, прошедших с момента первых автомобильных тестов, испытания машин, конечно, кардинально изменились, — говорит инженер–испытатель Сергей Кот. — Да, сегодня это зачастую монотонная и требующая терпения работа. В то же время благодаря новым технологиям работать стало интереснее и безопаснее.

Следующим номером инженерной мысли выступает МАЗ–534008, по версии российского журнала «Коммерческий транспорт» завоевавший Гран–при ежегодного конкурса «Лучший российский коммерческий автомобиль 2005 года». Грузовик буквально напичкан электроникой. Кажется, конструкторы предусмотрели все: начиная от системы, которая будит задремавшего водителя, до спутникового навигатора. Несмотря на внушительные габариты, машина очень маневренная и быстрая, а главное — надежная. В этом мы убедились, в течение часа завороженно наблюдая за ее маневрами.

Впрочем, автомобильные тесты — завершающая стадия всех испытаний. Начинают же экзаменовать машины в центральной заводской научно–исследовательской лаборатории систем автоматического проектирования, когда самих авто еще нет. Виртуально, с помощью специальных компьютерных программ прогнозируют, как поведет себя машина при заносах, поворотах; рассчитывают износ подвески, шин и т.д. Затем проверяют надежность каждого винтика, каждой детали в отдельности. Целая лаборатория, к примеру, исследует тормозную систему. А в лаборатории гидравлики тестируют насосы.

Особенно эффектными выглядят испытания экспериментальных моделей. Автомобиль для начала загоняют на «пьяный» стенд (так на заводе в шутку прозвали специальный тренажер, который имитирует движение по песку или булыжникам). На нем грузовик трясет и качает из стороны в сторону, словно он едет по неимоверно разбитой дороге. Затем непременно тестируют звук, чтобы прохожие всякий раз не вздрагивали от рева проезжающего авто, уменьшают шумовой эффект. Машина проезжает по специальному коридору, где установлена аппаратура, которая раскладывает звуки на составляющие и определяет причину «ворчливости» автомобиля.

Однако самое захватывающее зрелище, пожалуй, разворачивается на единственном в СНГ автополигоне в Димитрово–7 под Москвой. Краш–тесты! Испытание не для слабонервных инженеров. Пока изобретатели глотают валидол, машины, созданные ими, безжалостно разбивают, крушат кабины, растаптывают под прессом. Для чего? Это самый верный способ узнать, сколько шансов выжить у водителя и пассажиров, какой удар выдержит автомобиль, где у него слабые места.

— Впервые за 12 лет на краш–тесты свои автомобили рискнул отправить и МАЗ, — рассказывает Минюкович. — Я сразу объявил: мол, мы играть в бирюльки не будем, и предложил наши, более жесткие, правила проведения испытаний. С условием, что в случае успеха нам сразу же выдадут сертификат.

Для разминки грузовик МАЗ–534005 опрокинули с горки. Перевернувшись, он невозмутимо встал на колеса, завелся и поехал. Затем разогнали до 32 км/час и прямиком в стотонный куб — бац! Тот мужественно выдержал удар. Однако и после этого испытатели не успокоились. Чего только не вытворяли с машиной! Установили под углом 25 градусов — и со всего маху по нему маятником весом в полторы тонны; давили на крышу 10–тонной плитой. Тщетно! МАЗы боли не боятся. Тем временем манекен, находящийся в кабине, послушно терпел все удары и сигнализировал только, когда было совсем плохо. Окажись на его месте водитель — отделался бы всего парой синяков.

— Конечно, испытания обходятся заводу в копеечку, — рассказывает Минюкович. — Но признание того, что наши автомобили — самые безопасные и надежные в СНГ, того стоит. Это вопрос престижа, а значит, экономических интересов МАЗа.

Да и иностранцы на первое место при выборе «железного коня» среди прочих критериев ставят безопасность. Европейские эстеты поступаются даже дизайном и комфортом, чтобы чувствовать себя уверенно за рулем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter