Все мы — суродзiчы

Леонид Гуляко в особом представлении не нуждается: он человек в стране известный и авторитетный...
Леонид Гуляко в особом представлении не нуждается: он человек в стране известный и авторитетный. Многие помнят Леонида Павловича на посту министра культуры. Теперь же его должность называется уполномоченный по делам религий и национальностей. Работать снова приходится в сфере гуманитарной, но по нынешним временам очень непростой, я бы сказала, иной раз — не у нас, слава Богу, — даже взрывоопасной. Условно говоря, вот именно ради этого «слава Богу» и трудится сам уполномоченный и весь его аппарат.

— Леонид Павлович, все–таки кто вы? Глашатай государственных взглядов и подходов? Посредник между государством и другими заинтересованными сторонами? Или, может, их адвокат, ходатай?

— В зависимости от ситуации приходится выступать во всех названных ипостасях. Знаете, мы занимаемся вопросами сложными и простыми одновременно. Сложными — потому что речь идет о государственной политике в области конфессиональных и межнациональных отношений, об обеспечении прав граждан на свободу совести и вероисповеданий, в конце концов, о сохранении мира и спокойствия в стране и обществе. Но общество состоит из нас, конкретных живых людей, которые ждут счастья, а не социальных потрясений.

— Сегодня в некоторых государствах национальные отношения становятся серьезным камнем преткновения. И положению дел в Беларуси многие могут позавидовать. Как вы считаете, что играет решающую роль: пресловутый толерантный менталитет и традиции белорусов или проводимая государством политика?

— Действительно, какой–то особой озабоченности по национальным вопросам у нас нет. Это не пропагандистский миф, не выдумка, а реальный факт. Что касается прошлого, здесь огромная заслуга прежних поколений. А вот настоящее и будущее во многом зависят от того, как живет сегодняшнее государство, в чем видит свою перспективу. Надо сказать, роли и государства, и общества очень важны и тесно взаимосвязаны.

По данным переписи населения 1999 года, граждане Беларуси принадлежат более чем к 140 национальностям. Представители национальных меньшинств занимают высокие статусные позиции в политике, социальной структуре, экономике и культуре белорусского общества. Данные научных исследований свидетельствуют о том, что власть в стране воспринимается ее жителями как имеющая наднациональный характер. Но чтобы и дальше работа строилась позитивно и бесконфликтно, надо продолжать много трудиться. Поэтому недавно был организован координационный совет, куда вошли все 25 руководителей образованных у нас национальных объединений. Мы регулярно встречаемся, обсуждаем дела. Не поверите, иной раз даже приходится стимулировать активность различных национальных общин внутри страны, настолько они вливаются в общее русло. Выделяем деньги художественным коллективам на приобретение сценических костюмов, инструментов. Хотим, чтобы потом они во всей красе показали свое искусство и мастерство на традиционном масштабном фестивале культур в Гродно. Руководство страны не просто декларирует определенные гуманистические принципы, а на деле воплощает их.

— Огромная забота уполномоченного — не допустить противоречий и конфликтов на религиозной почве. В соответствии с нашим законодательством, государство и церковь плодотворно сотрудничают, тем не менее они отделены друг от друга. Где проходит та граница, которая разделяет полномочия вашей структуры в вопросах религиозно–конфессиональной деятельности и компетенцию исключительно церквей?

— Могу сказать, что в стране удалось сформировать европейскую модель государственно–церковных отношений, обеспечивающую равенство религий перед законом и взаимодействие. В силу сложившихся исторически традиций основным партнером государства сегодня выступает Белорусская православная церковь, с которой, как, надеюсь, многим известно, заключено соглашение о сотрудничестве. Но когда мне говорят: вы в основном занимаетесь православными церквами, не могу согласиться. Эффективно реализуются совместные гуманитарные проекты с Римско–католической церковью, рядом протестантских организаций. Возьмите костел Пресвятой Девы Марии в Минске: там государство вложило больше миллиарда рублей на восстановление фресок.

Еще нам говорят: мол, вытесняются зарубежные католические священники. Но, во–первых, есть закон, позволяющий их приглашать. А во–вторых, надо ведь думать и о своих кадрах. Ну где вы еще видели, чтобы половина священнослужителей приезжала из другой страны? Нет такого. А ведь Гродненская и Пинская семинарии готовят клириков. Уже выпущено около 160 человек. Государство поддерживает всех. Пример тому — вполне конкретный недавний указ Президента, которым от службы в армии освобождены 66 католических священнослужителей и слушателей семинарий и только 24 — православных.

То, что делается на благо людей, заслуживает большого уважения. И здесь открывается огромное поле деятельности для всех конфессий. Единственное требование — соблюдение законодательства, которым установлены абсолютно прозрачные правила, позволяющие государству и религиозным организациям эффективно взаимодействовать на благо общества. И границы компетенции определены. Не следует ничего придумывать. Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких–либо государственных функций, не вмешивается в их деятельность, если она не противоречит законодательству. Религиозные организации в свою очередь не участвуют в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки. Таким образом, взаимное уважение к религиозным и правовым традициям обеспечивает невмешательство в дела друг друга. Только нарушение закона может стать причиной вмешательства государства в дела религиозной организации в мере, необходимой для устранения этого нарушения.

— Скажите, а какое ваше личное отношение к религии?

— Я родился в деревне в Клецком районе. Село наше было довольно большое, более 200 дворов, жили в нем в основном православные белорусы. Среди них — 3 — 4 еврейские семьи и с десяток — католических. Кстати, в Клецком районе образовались и многочисленные татарские поселения. Крестили меня в сельской православной церквушке, я даже сохранил тот самый крестик — медный, обычный, но для меня очень дорогой. Конечно, люди по–разному относились к религии, сужу хотя бы по своим родителям. Они не отрицали Бога, но отец на богослужения никогда не ходил. Однако на Пасху в нашем доме всегда пекли пироги, красили яйца. Мама в конце жизни стала посещать церковь достаточно активно.

— Судя по всему, каких–либо национальных конфликтов в ваших краях тоже не наблюдалось?

— Когда я рос и учился, слов «национальный конфликт» вообще не слышал. Так же, как и другие местные люди, понятия не имевшие, что это такое. Никто не думал относиться к евреям или полякам иначе, чем к остальным односельчанам. Вместе на работу ходили, вместе праздники отмечали. Считаю, нет этого пресловутого национального вопроса там и сейчас.

— Теперь вам часто приходится бывать в храмах по долгу службы?

— Конечно. Кстати, в 70–е годы, когда работал в аппарате Совета Министров, курировал сферу религии и конфессий. И вот через 30 лет снова занимаюсь тем же кругом вопросов. Так получилось, что из пяти визитов в Беларусь Святейшего Патриарха Алексия II четыре раза мне была оказана честь сопровождать его в поездках по стране. Это незабываемые встречи.

Что касается сегодняшних забот, совсем недавно ездил в Жировичи — там идут строительно–реставрационные работы. Более 7 миллиардов государственных денег использовано в прошлом году, два с половиной миллиарда выделено в этом. Из самого учебного заведения сделана «картинка» — и внешне, и внутренне. Котельная, независимая от поселка, поставлена. Сейчас сооружается своя электрическая подстанция, ведутся работы по благоустройству, приведению в порядок хозпостроек.

— Давайте перейдем к нашим зарубежным соотечественникам. Как вы считаете, в полной ли мере используется потенциал сотрудничества с ними и в чем, собственно говоря, он состоит?

— Сразу отмечу принципиальный момент. Мы не разделяем наших граждан не только внутри страны, рассматривая представителей всех национальностей как составную часть белорусской нации, но и за рубежом: выходцы из Беларуси и их потомки всех национальностей для нас — соотечественники.

Большинство государств мира проводят активную политику по отношению к зарубежным соотечественникам. Наша страна — не исключение. За рубежом живут около 3,5 миллиона выходцев из Беларуси и их потомков. Они создали более 200 общественных объединений и организаций и остро нуждаются в поддержке. Но пока уровень связей не может нас удовлетворять. Среди основных причин такого положения дел — отсутствие единой законодательной базы, регламентирующей отношения государства и диаспоры. Однако уже наработан очень интересный опыт — в России, Украине, странах Балтии, Молдове, Израиле, США — и в гуманитарном, информационном сотрудничестве, и в торгово–экономическом, в области туризма. Многие вопросы мы решаем совместно с МИДом. Да и сам закон о соотечественниках разрабатывает МИД. Хотя концепция принадлежит нашим специалистам.

В целом я не делю свою работу на некие первостепенные и второстепенные аспекты. Все требует постоянного внимания и патроната. Поле деятельности аппарата уполномоченного похоже на широкую улицу с оживленным движением. А его сотрудники в некотором роде выступают в роли регулировщиков на ней.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter