Все мы крещены в одной днепровской купели

В нынешнем году Русская православная церковь празднует 1020–летие Крещения Руси князем Владимиром. Торжества уже прошли в Москве и Киеве. Впереди Минск...

В нынешнем году Русская православная церковь празднует 1020–летие Крещения Руси князем Владимиром. Торжества уже прошли в Москве и Киеве. Впереди Минск.


1020 лет. Много это или мало? Наверное, есть варианты ответов. Но вот Владыка Серафим, епископ Бобруйский и Быховский Белорусской православной церкви, проректор Института теологии при БГУ, считает: во–первых, все даты условны, а во–вторых, 1000 лет — очень короткий срок:


— Крещение Руси продолжалось приблизительно в течение 100 лет. Что для такой огромной страны, как Русь, согласитесь, период времени не столь уж большой. Скажем, греки относятся к нам достаточно снисходительно, как к детям, ведь у них за плечами 2000 лет просвещения народов Средиземноморья и истории православной церкви. 2000 лет!


— Но и за десять веков столько всего произошло...


— Академик Борис Викторович Раушенбах, академик–ракетчик, не историк, не филолог. И вопрос крещения Руси — это не область его профессиональной деятельности. Но в августе 1987 года, накануне празднования 1000–летия Крещения Руси, когда в официальной прессе СССР царило полное умолчание этой даты, в журнале «Коммунист» вышла его статья о значении крещения для русских земель. Она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Журнал в киосках расхватали вмиг. В своей работе Раушенбах, конечно, цитирует и Карла Маркса, и Фридриха Энгельса. Но делает и серьезный исторический анализ плодов крещения Руси. А также вывод о позитивной роли этого события. И приводит слова летописца: «Владимир вспахал, Ярослав засеял, а мы — пожинаем плоды». И мы сегодня, по прошествии 1020 лет, тоже пожинаем их — добрые плоды крещения Руси.


— Считаете, мы сегодня пожинаем плоды деяний князя Владимира? Или прежде — все–таки прошедших 70 лет советского атеизма?


— Думаю, те 70 лет не смогли заглушить всей предыдущей истории, начатой в 988 году.


— Вашему попечению досталась непростая епархия, глубинка страны. Исторически там складывались яркие христианские традиции. Но теперь... Скажите, насколько серьезно нынешнее общество поражено безверием?


— В Бобруйской епархии во многих районах до последнего времени вообще не существовало церквей. Не осталось храмовых зданий — ни в Кировске, ни в Глуске, ни в Кличеве... Все, что там сегодня есть, построено, возникло в последние годы. И все–таки веру уничтожить не удалось. Чего стоит такой факт: из Кировска и Кировского района верующим молодым людям удавалось поступать в Московскую духовную семинарию. И это в глубоко атеистические годы! Значит, человек даже тогда настолько был готов, настолько созрел для церкви...


— Однако если обратиться к истории. Какие плоды принесло крещение белорусским землям и народу?


— Не будем здесь отделять нашу Беларусь от Украины и России. Потому что все мы крещены в одной днепровской купели.


Белорусские земли сразу же были охвачены проповедью христианства — так же, как и Киев, Чернигов. Так и наш Туров, Полоцк. И сейчас Туровская и Полоцкая епархии входят в пятерку древнейших в Русской православной церкви. Византия, Константинополь, Киев и дальше сюда, к нам, — все шло очень быстро, практически одновременно. Поэтому мы и одновременно празднуем 1020 лет Крещения Руси. Кстати, сцену большого юбилейного концерта в Государственном Кремлевском дворце в Москве оформили со смыслом: изображением храмов — Софии Полоцкой, Софии Киевской и Московского Свято–Успенского собора в Кремле.


В Беларуси предполагается торжественное и содержательно насыщенное проведение этих празднеств. Состоится визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.


Хочу обратиться еще к одному важному аспекту крещения Руси. Нередко можно слышать от наших атеистических оппонентов, что христианство вводилось «огнем и мечом». Но такие средства использовались князьями только тогда, когда существовала угроза для единства государства. В целом же христианизация Руси была как раз ненасильственной.


Кто был против крещения? Прежде всего жреческое сословие, которому реформы Владимира стали невыгодны. Поэтому, когда у людей появлялось какое–то недовольство социального характера, противники христианства представляли его в религиозном ключе. Темпы обновления всех сторон жизни общества при Владимире были ошеломляющими. Высвободился как бы накапливавшийся веками потенциал народа. Возводились каменные постройки. Столица развивалась. Шли изменения в сельском хозяйстве, на Руси стали заниматься огородничеством. Организовывались школы. Вводится летописание. Киевская Русь начинает чеканить золотую монету. Основываются монастыри, игравшие тогда роль своего рода университетов. В них воспитывались новые поколения образованных людей, новая интеллигенция. Писались научные трактаты на самые разные темы. В монастырях велось собрание книг. Появилась масса новых знаний — от сочинений Аристотеля и Платона, которые не дошли бы до нас, если бы их не переписывали византийские монахи, до способов кладки каменной арки. Буквально за два поколения Киевская Русь превратилась в мощное и авторитетное государство, вошедшее в семью европейских народов. Это наглядно иллюстрируют заключавшиеся династические браки. Князь Владимир нашел себе жену в Константинополе — сестру византийского императора. Ярослав Мудрый, его сын, женился на дочери шведского короля. Его сестра стала королевой Польши. Три дочери — королевы Венгрии, Норвегии и Франции. Внук взял в жены дочь короля Англии...


— Сейчас в бывшей советской стране идет возврат к христианским ценностям. Идет непросто. Ведь многие еще помнят, как им обещали показать «последнего попа». И в общем–то были не против посмотреть. Таких людей, пожалуй, трудно переубедить, если вообще возможно. Но что должна найти в религии для себя сегодняшняя молодежь, чтобы принять ее и откликнуться на проповедь церкви? Вот Интернет она нашла и приняла. Причем «всемирная паутина», похоже, заменила ей и комсомольскую организацию, и пионерскую, и октябрятскую, и даже папу с мамой.


— Церковь не против Интернета. Она сама им с успехом пользуется, сама присутствует в Интернете. Русская православная церковь — вообще одна из первых религиозных организаций, активно обратившихся к Интернету.


Но церковь предлагает человеку самое важное — возможность общения, которого так не хватает. Общения в противовес чувству острого одиночества — даже в большом городе и среди множества людей. Церковь может зажечь человека любовью, зажечь многими добрыми делами и идеями, о которых мы забываем в повседневности.


И самое главное: вопрос о смысле жизни с повестки не снят. Это вопрос каждого человека, который не может не задумываться о вечности, о проблеме смерти.


— Не кажется ли вам, что сейчас в религии происходит процесс «дайджестизации», идет некая шоу–популяризация...


— Православие–«лайт»? Есть теперь такое понятие...


Да, существует проблема: как белорусу XXI века церковь должна сообщить слово Божие, которому 2000 лет. Как адаптировать для современного человека эту вечную евангельскую истину.


— И надо ли адаптировать...


— Церковь всегда для этого прилагала усилия. Чем же занимались наши братья Кирилл и Мефодий? Создали славянский алфавит — чтобы донести людям содержание христианского свидетельства на понятном для них языке и в близких им культурных формах. Они, можно сказать, явились предвестниками крещения Руси.


Церковь — не музей археологических древностей. Церковь живет вместе с живыми людьми своего времени. И поэтому старается использовать, насколько это уместно, многие современные методы и средства.


— А что обязано сохраняться незыблемым, как это оставалось на протяжении прошедших двух тысяч лет?


— Можно сказать двумя словами — жертвенная любовь. Церковь пронесет это через века и во все времена будет акцентировать эту идею в своей деятельности.

 

История и тайна


Мощи равноапостольного князя Владимира обретены в середине XVII века митрополитом Петром (Могилой) при раскопках Десятинной церкви в Киеве. Они находились в мраморном саркофаге с надписью, удостоверяющей их принадлежность великому князю. Через год мощи торжественно перенесли в Свято–Успенский собор Киево–Печерской лавры, где они находились в серебряном ковчеге в нише справа от иконостаса. Часть мощей святитель Петр передал в Свято–Успенский собор Московского Кремля.


После революции мощи хранились в экспозиции лаврского музея культов и быта. Перед войной известный скульптор–антрополог Михаил Герасимов увез их для воссоздания исторического облика князя Владимира в Ленинград, где во время войны и блокады города реликвия бесследно исчезла. Научный коллектив Национального Киево–Печерского историко–культурного заповедника совместно с Украинской православной церковью на протяжении многих лет проводят поиски утраченной святыни.


27 июля 2004 года в Свято–Успенском соборе лавры, в том месте, где исторически находился ковчег с мощами, установили мемориальную доску и икону равноапостольного князя.


В 2005 году в Украину вернулась часть мощей, которая в свое время была подарена Успенскому собору Московского Кремля.


Одним из событий торжеств в честь 1020–летия Крещения Руси в Минске станет пребывание частицы мощей святого равноапостольного князя Владимира в минском Свято–Духовом кафедральном соборе с 22 (с 14.00) по 25 октября (до 16.00) 2008 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter