– Это результат колоссальной работы дизайнеров, художников и разработчиков и подтверждение того, что белорусские ткани не просто конкурентоспособные, но и могут определять мировые тренды в интерьерном текстиле, – пояснил корреспонденту «СВ» генеральный директор предприятия Виктор Матиевич.
Сегодня ОАО «Моготекс» – крупнейший производитель текстильной продукции в Беларуси и странах СНГ. Предприятие выпускает более 60 миллионов квадратных метров синтетических, хлопчатобумажных, смешанных и суровых тканей в год. Шьет и готовые изделия, которые пользуются устойчивым спросом как в самой стране, так и за рубежом.
К примеру, филиал в Быхове шьет столовое белье и шторы для IKEA, филиал в Полоцке – форменное обмундирование для министерств обороны и министерств по чрезвычайным ситуациям Беларуси и России, специальную одежду для нефтегазовых и добывающих компаний.
Всего в прошлом году предприятие выпустило продукции на 944 миллиарда рублей, более 85% которой ушло на экспорт. Могилевские ткани и швейные изделия покупают более чем в двадцати странах мира, среди которых Россия, Казахстан, Австрия, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Монголия и другие.
Сегодня предприятие готовится к выходу и на рынок Латинской Америки, в первую очередь Чили. В прошлом году состоялся ряд переговоров. Сейчас рассматривается возможность открытия дилерского пункта. Перспективным руководство ОАО считает и рынок Японии. Их трейдеры заинтересованы в поставках могилевских тканей для столового белья, униформы для работников железной дороги, пожарных служб. На выставке Heimtextil договорились о визите в Могилев представителей японских торговых домов. Через СП «Моготекс-Балтик» идут переговоры о поставках в Норвегию спецодежды для строителей, униформы работников лесного хозяйства и нефтеперерабатывающей промышленности.
География поставок расширяется постоянно, говорит Виктор Матиевич:
– В свое время «Моготекс» сумел быстро среагировать на изменения рынка и стал выпускать весьма востребованный технический текстиль. Двенадцать совместных предприятий и столько же дилеров являются опорой в продвижении нашей продукции в различных регионах бывшего Союза и дальнего зарубежья. 60% продаж идут через товаропроводящую сеть.
Ткани для специальной, защитной и форменной одежды в общем объеме производства сегодня составляют 70%.
Попадание в потребности рынка – непростая задача, отмечает Виктор Матиевич. Поэтому специалисты «Моготекса» постоянно участвуют в мировых специализированных выставках. Ориентиром для дизайна декоративных тканей является мировая выставка Нeimtextil. Новые тенденции специальных и защитных тканей специалисты могут подсмотреть на международных выставках «А+А» в Германии, Milipol во Франции, «Солдат будущего» в Чехии, «Безопасность и охрана труда» в России, KADEX в Казахстане.
В итоге с 2012 года на предприятии освоили более 25 новых технологий производства инновационной продукции. Это огнестойкие, водоупорные, «дышащие», ветровлагозащитные, теплоотражающие, антимоскитные, антибактериальные, высокопрочные ткани.
Особая гордость могилевчан – сотрудничество с российскими разработчиками одежды для космонавтов. В декабре 2012 года экипаж космической экспедиции МКС-34 использовал термозащитные комбинезоны, созданные конструкторами НПП «Звезда». Для их изготовления использовалась легкая полиэфирная ткань от «Моготекса» со специальным полиуретановым «дышащим» покрытием. Все разработки ведутся в сотрудничестве с лучшими специалистами из Беларуси, России и ЕС.
Сделать предприятие «гибким» и мобильно реагирующим на потребности рынка было призвано масштабное техническое переоснащение, которое на предприятии началось еще в 2008 году, а завершилось в октябре прошлого года. В модернизацию было инвестировано 38 миллионов долларов. Технически обновились все производства – ткацкое, отделочное и швейное. Закупили лучшее оборудование в Италии, Швейцарии, Германии, Японии, Франции и России.
На вопрос, открылись ли для предприятия новые перспективы с созданием ЕАЭС, гендиректор текстильного гиганта сказал:
– Главное, что создана законодательная основа для беспрепятственных поставок продукции на рынки стран Евразийского экономического союза. В остальном же все зависит от умения эффективно продавать продукцию. А мы это умеем.