Стрижка, ремонт ботинок, пошив постельного белья: мы посмотрели, как востребованы на селе услуги бытового обслуживания

Все может быт

Хорошие мастера на селе всегда были на вес золота. Толковые плотники, сапожники, гончары, портные — самые уважаемые люди. Последние десятилетия уклад сельской жизни изменили разительно, но настоящие умельцы, как и раньше, в почете. Некоторые из них зарегистрировались в качестве ремесленников или ИП. Несмотря на то что в сельскую сферу услуг все активнее приходит малый бизнес, многие по-прежнему работают в домах быта и комплексно-приемных пунктах. Корреспондент «Р» отправился в Дрогичинский район, чтобы увидеть, на ком сегодня держится бытовка в сельской местности.

В Дрогичине местный Дом быта не разбили на арендные площади, а продолжают оказывать бытовые услуги населению.

Дом быта

Несколько лет назад районный КБО фактически прекратил свое существование, и сфера бытового обслуживания оказалась под крылом местного ЖКХ. Коммунальщикам досталось непростое наследство. Хроническое безденежье, неважные условия труда. Приемные пункты и дома быта требовали ремонта. За семь лет удалось изменить если не все, то очень многое.

— Мы стараемся менять положение дел к лучшему, — говорит директор Дрогичинского ЖКХ Евгений Трифонов. — За счет собственных средств делаем ремонты, в полном объеме закупаем необходимые материалы. Работы сегодня хватает. Например, спрос на постельное белье настолько высок, что наше ателье не успевает отшивать все заказы. Поэтому какую-то часть передаем в комплексно-приемные пункты. Их в Дрогичинском районе девять. Сегодня вся сельская бытовка держится на людях. У нас работают настоящие фанаты своего дела.

В центре Дрогичина — Дом быта. Его не раздробили по арендам. Здесь работают магазин, ателье, парикмахерская, обувная мастерская. Внутри и снаружи недавно сделали ремонт. Посетителей много, народная тропа не зарастает.

Сразу у входа — небольшой магазин. Продавец Елена Казак знакомит с ассортиментом:

— Продаем бытовую химию, посуду, постельное белье. Его мы шьем сами. Ткани покупаем на Барановичском БПХО. Цены стараемся держать ниже рыночных. Двуспальный комплект стоит 45 рублей, «полуторка» — 37. Вот наши подушки, 14 рублей. По-моему, недорого.

«І швец, і жнец, і на дудзе ігрэц»

В соседнем ателье разговорились с Татьяной Мартынович. Она принимает заказы у клиентов:

— Чаще всего приходится ремонтировать одежду. Укорачиваем, ушиваем, ремонтируем молнии. Все делаем. Чиним обувь. Цены ниже, чем у частников, поэтому от отсутствия работы не страдаем. А еще можем пошить, допустим, брюки или платье. Люди с особенными фигурами этой услугой охотно пользуются.

На втором этаже, в швейном цеху, строчат машинки. Очередной заказ, состоящий из нескольких комплектов спецодежды, вот-вот будет готов. На очереди еще несколько. Швея Алеся рассказывает:

— Шьем и для организаций, и для частных лиц. Работы много. Знаете, есть три хорошие профессии: повар, парикмахер и портной. Без работы они никогда не останутся.

Еду в агрогородок Новая Попина. В местном комплексно-приемном пункте вот уже 20 лет работает Наталья Яковчик. И начальство, и местные жители о ней говорят только в восторженных тонах. Человек и профессионал, каких поискать.   

Наталья ЯКОВЧИК в КПП агрогородка Новая Попина работает уже 20 лет.

В Новой Попине уютно. В центре агрогородка — школа, церковь, магазин, столовая. Чуть в стороне — комплексно-приемный пункт. На стене замечаю карту территории обслуживания. Насчитал пять деревень.

Наталью Яковчик застаю за швейной машинкой. Она, не отрываясь от работы, рассказывает:

— Профессию закройщицы я получила в брестском ПТУ-26. До Новой Попины работала в Марковичах, Завершье, Закозеле. Общий стаж в бытовке — 30 лет. И до сих пор не надоело, представляете? Очень люблю свою работу. Наверное, за то, что занимаешься не чем-то одним, а совершенно разными вещами. «I швец, і жнец, і на дудзе ігрэц». Приходится и постельное белье шить, и одежду ремонтировать, и в магазине торговать, и вторсырье принимать: стекло, макулатуру, ПЭТ-бутылки. А еще — быть немножко психологом. Бабушкам поговорить с кем-то ведь надо, о проблемах рассказать, погоду обсудить, душу излить. Стараюсь с каждым человеком найти общий язык. Я уверена: как ты относишься к людям, так и они будут к тебе относиться.

Беседу прервал первый посетитель. Мужчина принес стекло. Нужно принять. За первые 10 дней марта в пункт приема жители Новой Попины и окрестных деревень сдали почти 800 килограммов вторсырья. Среднемесячный показатель — порядка трех тонн.

Основной фронт работ

Наталья Яковчик живет в Дрогичине. На своем подворье держит небольшое хозяйство. Каждый день, кроме воскресенья и понедельника, к 9 часам она добирается в Новую Попину, за 10 километров от Дрогичина.

— Конечно, можно было бы найти работу в райцентре, поближе к дому, но я настолько прикипела к Новой Попине, к местным жителям, что где-то на другом месте себя уже не представляю, — улыбается Наталья Леоновна.

Спектр услуг, который оказывают в комплексно-приемном пункте, достаточно велик. Здесь можно сдать вторсырье, починить одежду, отремонтировать обувь, постричься, купить постельное белье, подушки, одеяла, полотенца...

— Ремонтирую одежду я здесь, на месте. А вот обувь принимаю и отправляю в Дрогичин. Максимум через неделю ее доставят обратно. Парикмахер к нам приезжает раз в неделю, по субботам. Люди звонят, записываются заранее, — рассказывает Наталья о нюансах своей работы.

Но основной фронт работ — пошив постельного белья. Заказов много. Сельхозпредприятие из Закозеля уже оплатило пошив 10 комплектов. Еще несколько комплектов заказали местные хозяйки. Почему не покупают в магазине? Во-первых, в комплексно-приемном пункте белье обойдется дешевле. Во-вторых, можно выбрать и ткань, и размеры. Как говорится, любая прихоть за ваши деньги.

Не без ностальгии Наталья Яковчик вспоминает времена, когда она только начинала свой путь в профессии. Купить что-то особенное в магазине тогда было сложно, практически невозможно. Сельские модницы обращались к молодой швее. Наталья доверие клиентов всеми силами старалась оправдать:

— Платья и впрямь получались замечательные! К ремеслу я всегда относилась не как к заработку, а прежде всего именно как к любимому делу. Искала модные журналы, следила за тенденциями. В те времена сделать это было непросто, но умудрялась доставать «Бурду» — журнал из-за границы привозил родственник, который работал дальнобойщиком в «Сов-

ТрансАвто». Индивидуальных заказов было действительно много. Сегодня люди предпочитают магазинные вещи. Все-таки пошить платье, юбку или брюки на заказ стоит недешево — только за работу нужно заплатить порядка 60 рублей.

Мастерство и профессионализм Натальи Яковчик не раз отмечались всевозможными наградами. Недавно за многолетний и добросовестный труд она была награждена почетной грамотой Дрогичинского райисполкома.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter