Все, курилка?

Чем «стремление к совершенству» отличается от здорового образа жизни
Чем «стремление к совершенству» отличается от здорового образа жизни

Два года назад Беларусь стала третьей страной в мире, ратифицировавшей Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком. Табак — пока единственный продукт, война которому объявлена в столь глобальном масштабе. И бой идет нешуточный, буквально за каждую пядь рекламных площадей. Вступивший в силу Закон «О рекламе» запрещает хитроумно пропагандировать сигареты в нашей стране как бы то ни было — уже не только на радио и телевидении, но и на плакатах, световых табло, стендах (прощайте, бигборды с «ковбоем Мальборо»!), в газетах и журналах и т.д. Но до полной победы еще далеко. Скептики вообще утверждают: борьба идет, по существу, за новые, возможно, еще не родившиеся поколения. Ведь сигаретные компании проявляют чудеса изобретательности в поисках новых лазеек. О себе они забыть не дадут. Благо средства позволяют — на рекламу они привыкли тратить 6 процентов от доходов.

Последний пример шелестит в руках — рекламно–информационный буклет одного из крупнейших табачных домов. Тираж — 4 тысячи экземпляров. Дизайн — глаз не отвести. Надпись «Курение опасно для здоровья» занимает хорошо если седьмую часть и то далеко не на каждой из 40 страничек. Все остальное — бродвейские истории, кулинарные тенденции, Пабло Пикассо и прочее, вперемешку с до боли знакомыми слоганами. Создатели буклета апеллируют к тем белорусам, «кто ищет совершенства во всем», рассылают его по офисам и предлагают (бесплатно!) присоединиться всем желающим — только заполни купон. Этакий карманный «Космополитен» на халяву. Полистать приятно, выбросить — жалко. А чем не лазейка кино, где в кадре дымят все, от Саши Белого до Насти Каменской? Про Интернет, где современная молодежь проводит времени больше, чем на улице, и думать страшно: никто в мире еще не придумал, как противостоять виртуальной рекламе табака. Видимо, поэтому «табачники» так спокойны. В минских ларьках, торгующих сигаретами, за прибыли не особо опасаются. «Ой, все равно, кто курит — не бросит! — отмахиваются от вопросов продавцы. — Медики бы еще запретили рекламу автомобилей или авиакомпаний из–за их «повышенной травмоопасности»!»

Интересы Минздрава и табачной промышленности схлестнулись в очередной раз совсем недавно — на совещании в Госстандарте. «Речь шла о том, чтобы сделать следующий шаг: в соответствии с 8–м пунктом Рамочной конвенции внести изменения в государственные стандарты по маркировке табачных изделий, — рассказывает заведующая отделом общественного здоровья Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Нина Ткаченок, которая по долгу службы возглавляет у нас борьбу с курением. — И я была поражена, насколько подкованы представители табачных фабрик: они изучили опыт всех стран мира, пришли на встречу с юристами — и все для того, чтобы во что бы то ни стало оставить на пачках слова «мягкие», «легкие», «с пониженным содержанием смол», красивые рисунки, цветные полоски, против которых Минздрав выступает категорически. Более того, на мой взгляд, несмотря на то, что вся необходимая нормативно–правовая база в Беларуси создана, ряд пунктов антитабачного законодательства попросту не работает. Закурил человек в переходе или в подъезде — представители органов внутренних дел или ЖКХ имеют право и даже должны составить на него протокол. А составляют ли? Но самая главная наша беда, как показали последние социологические исследования, — курение среди женщин и молодежи. Вдумайтесь: 43 процента курильщиков — в возрасте от 16 до 29 лет. Женщины дымят практически наравне с мужчинами». И еще несколько шокирующих результатов социсследования: даже среди младших школьников пробовали курить почти 2 процента, среди 5 — 8–классников — 3, в старшей школе — 15. Смолил, но «завязал» каждый пятый...

Впрочем, нынешний год ничего хорошего «табачникам» не сулит. Медики собираются еще больше закрутить гайки. Как вместо рекламы сигарет по телевидению крутятся 29 социальных роликов, так и на месте старых бигбордов с ковбоями и «стремлением к совершенству» уже появляются новые — о здоровом образе жизни. Свою лепту должны внести городские власти. В Минске, скажем, первыми определились, что провозгласить «зоной некурения»: и это уже не только парк им. Горького, но и Дом кино, и кафе «Галактика». Все идет к тому, чтобы через три года, в течение которых должны быть выполнены остальные пункты Рамочной конвенции, ребром встал вопрос: а где же вообще пристроиться с сигареткой? Однако самая большая надежда Нины Ткаченок — это вчерашние студенты, те, кому сегодня 21 — 25. Ведь именно они бросают сейчас курить чаще других. А потом становятся непримиримыми противниками табачного дыма, в каком бы виде его ни преподносили — «глянцевом», «киношном» или «виртуальном». Нет — и баста!

Цифра

Начиная с 2001 года количество курильщиков снизилось в Беларуси на 9,3 процента. Сейчас курит треть населения. Больше всего — временно неработающие, представители рабочих специальностей и предприниматели. Тогда как в год от болезней, связанных с курением, умирает 15,5 тысячи белорусов. Слабое оправдание — треть опрошенных заявили, что намерены завязать с пагубной привычкой.

Справка «СБ»

Минздрав предлагает с 2008 года ввести на сигаретных пачках, кроме основной надписи в черной рамке — «Курение — причина развития сердечно–сосудистых и раковых заболеваний», — шесть дополнительных, которые будут меняться в равных долях:

«Курение способствует развитию импотенции и женского бесплодия», «Курение — причина преждевременного старения», «Курение — причина инфарктов и инсультов», «Курение — тяжелая зависимость. Не начинай курить!», «Курильщики умирают молодыми», «Огради детей от табачного дыма».

А на боковой стороне пачки — подробная информация о содержании смол и никотина.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter