Все краски прошлого

Ученик Менделеева еще сто лет назад снимал Беларусь в цвете
Ученик Менделеева еще сто лет назад снимал Беларусь в цвете

Его опыт белорусские фотографы повторят только спустя полвека. А звали мастера, сумевшего опередить время, — Сергей Михайлович Прокудин–Горский. В Пушкинском доме сохранился цветной портрет Льва Толстого его работы. Но это единственное, что осталось в России от уникального собрания мастера. Остальные работы он забрал с собой в эмиграцию. Ведь он был личным фотографом Николая II...

В 1908 году на выставке, где Прокудин–Горский представил свои первые цветные фотоэтюды, побывал император. Тогда Николай II повелел Сергею Михайловичу запечатлеть красоты России. Последние кадры империи, которой вскоре не станет...

Для работы фотохудожнику были выделены железнодорожный вагон и пароход, чтобы мастер мог беспрепятственно путешествовать по бескрайним просторам державы. А для полной свободы передвижения император вручил две грамоты: одна позволяла снимать то, что сегодня называется стратегическими объектами, — мосты, металлургические заводы на Урале, а по другой во всем этом Прокудину–Горскому обязаны были помогать царские начальники — от городничих до губернаторов.

Тысячи снимков из разных уголков Российской империи... Среди них — несколько фотографий Белоруссии. Конечно, мастер снимал больше русские земли, Среднюю Азию, Кавказ. В западные губернии он пожаловал лишь для того, чтобы запечатлеть памятные места войны с Наполеоном. Поэтому на двух открытках Смоленска и Полоцка схожие сюжеты — это памятники Отечественной войны 1812 года. В ту пору их ставили повсюду. Да и внешне они походили друг на друга: черный столбик с двуглавым орлом и луковицей с православным крестом. На остальных снимках — церковные древности. В Полоцке это Спасо–Евфросиниевский монастырь и Николаевский собор (бывший иезуитский костел). А вот Витебск на старых фотографиях просто неузнаваем: Успенский собор над Двиной, Воскресенская церковь возле ратуши. Все — в цвете! И все — в прошлом. До наших дней они не сохранились.

В Витебске восстанавливают Воскресенскую церковь, растут стены Успенского собора. Но реставраторы пока не догадываются о существовании оригинальных снимков этих церквей столетней давности. Возможно, они помогут им в работе — уточнить детали: например, как были окрашены стены храмов, купола.

Чтобы отпечатать фотографию, Прокудину–Горскому нужно было сначала на черно–белую стеклянную пластину сделать три экспозиции с помощью красного, синего и зеленого светофильтров. Разные по цвету фрагменты совмещались — только тогда получалось изображение.

Уезжая из России, Сергею Михайловичу удалось забрать с собой часть работ. Это около двух тысяч цветных и еще тысяча черно–белых снимков. Хранятся они теперь в библиотеке конгресса США. Родственники мастера продали пластины за океан в 1948 году. В парижской квартире Прокудиных–Горских после смерти фотографа в 1944 году им уже просто не находилось места. Многие покрылись плесенью и треснули — самой большой коллекции цветных фотографий грозило полное уничтожение. Продали снимки за бесценок — по два с половиной доллара за штуку.

Но, главное, уникальные кадры сохранились! Об этом стало известно сравнительно недавно. Закончилась реставрация пластин, фотографии с них были опубликованы. Впервые о том, что они сохранились, заговорили после того, как бывший президент США Буш–старший подарил один из снимков Горбачеву. Судьба остальных была неизвестна. Они появились только теперь — сначала на сайте библиотеки конгресса, а затем полноцветные виды дореволюционной России распространили в Интернете.

То, что сперва задумывалось как подарок царю, сегодня стало общим достоянием. По мнению фотохудожника Евгения Козловского, едва ли эти снимки могли появиться раньше.

— Только развитие компьютерных технологий позволило их обработать и восстановить. Когда стеклянные пластинки попали из Парижа в США, их не спрятали, а просто положили на полку. В то время сложно было обработать эти «негативы», чтобы сделать качественное фото.

— Имя Прокудина–Горского всегда было на слуху. Но с видами Белоруссии на его фото я познакомилась только недавно, — рассказывает Надежда Савченко, заведующая отделом письменных и изобразительных источников Национального музея истории и культуры, исследователь прошлого отечественной фотографии. — И если честно, сначала не поверила, что такое возможно — цветное фото сто лет назад. Только спустя почти полвека белорусские фотографы стали снимать в цвете. У нас в музее хранятся фотографии одного из пионеров — М.Ананьина, на его снимках запечатлен Сталинский проспект, нынешний проспект Независимости, в Минске. Впрочем, в виде эксперимента, возможно, мастера и пытались сделать цветные фото раньше. Так, Лев Дашкевич в 1920 году преподавал в минском Институте народного образования, читал курс фотографии, в частности рассказывал о способах получения цветного фото. Возможно, и сам пробовал. Вполне вероятно, опыты с цветом наши земляки проводили примерно в одно время с русским мастером. Известно, что этим вопросом в ту пору интересовался уроженец Гродненской губернии А.Гершун. У Прокудина–Горского благодаря поддержке Николая II было намного больше возможностей.

Цветная фотография перестала быть для нас диковинкой только в 80–х годах прошлого века. С большим отставанием от всего мира... Но история «картинки» начиналась с нас. Во всяком случае на самых ранних в мире цветных снимках есть и белорусские города Полоцк и Витебск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter