Почему популярны настольные игры и сколько можно заработать на их продаже?

Все карты на стол

Казалось бы, настольные игры уже не ровня современным гаджетам с вычурной графикой, виртуальной реальностью и 3D-эффектами. Но в самый расцвет электронных технологий у настольных игр открылось второе дыхание: они лавинообразно набирают популярность. Много желающих, особенно среди поколения миллениалов, приобрести необычную игрушку и весело провести время с семьей, детьми, друзьями — полезная альтернатива просмотру «ящика». Кстати, идею удачно поймали за хвост немало кафе и в Минске, и в регионах, где на подоконниках не успевают запылиться лото, «Монополия» и «Уно». Вадим Лойко по праву считает себя первооткрывателем бизнеса по продаже настольных игр в Беларуси и уверен: на этом досуге можно заработать. 

Вадим Лойко открыл первый специализированный магазин настольных игр в 2010 году.

Через тернии к играм

Открытие магазинов настольных игр спровоцировало их популярность или наоборот? Без спора не разберешься. Медленно и постепенно они начали возвращаться в 2010 году, а рынок их сформировался и развился только через пять лет. Сегодня он уже устоялся и последние три года живет стабильно — без резких взлетов и падений. 

Вадим открыл первый специализированный интернет-магазин настольных игр в стране. «Когда находишься в поиске идей для собственного дела, тонко улавливаешь модные веяния, чувствуешь сигналы. Знакомая во время посиделки предложила поиграть в «Калах», — рассказывает владелец и демонстрирует деревянную коробку с разноцветными камешками. — Появилась мысль продвигать их в родной стране».

Тогда настольные игры «расцветали» в Москве, и этот тренд сохранялся уже около пяти лет. На одну из проводившихся тогда игротек Вадим направился разведать обстановку, а уже через полгода сделал у российской компании первую оптовую закупку, предварительно накопив стартовый капитал — 10 тысяч рублей в сегодняшнем эквиваленте. Сайт для интернет-магазина обошелся в 2 тысячи рублей. Открывать торговую точку было слишком рискованно, так как объемы спроса были совершенно неизвестны. Первый подводный камень всплыл, когда заказов приходило от силы два в неделю. Стало ясно, что без настойчивой рекламы не выжить. В ход шли новостные порталы и баннеры. А чем больше занимаешься раскруткой, тем скорее окажешься на рынке не один. Предприниматель нажил первых конкурентов, которые пришли на семинар по настольным играм, а спустя месяц открыли небольшой магазин в гипермаркете. Борьба за клиентов подстегнула на развитие. 

В топе по спросу — недорогие игры категории «для компании».

И похохотать, и подумать

Вначале у предпринимателя была концепция создать именно детский магазин настольных игр, однако, по его словам, это очень узкая стратегия. Условно покупатели делятся на две большие категории: родители, которые покупают настольные игры для детей, и взрослые до 40, покупающие для себя или в подарок сверстникам. Активность первых проявлялась до 2015 года. После двое из трех клиентов приходили за игрой для себя. Причину такого поворота потребителей Вадим не может объяснить. Наиболее активная группа, как ни странно, люди в возрасте 25—30 лет. Может, тоскуют по детским забавам? 

В топе по спросу недорогие игры категории «для компании» типа «Взрывных котят», «UNO» и «Loonacy», не требующие долгого изучения правил. Заходя в магазин, у обывателя буквально разбегаются глаза: есть игры абстрактно-логические, стратегические, экономические, военные, детективные… Но покупателей разнообразие не пугает. «Прийти, пустить слюну и ничего не приобрести — такого не бывает. Приходят со сформированным запросом, особенно если игра не из дешевых», — объясняет Вадим. 

Цена игры меняется в зависимости от сложности. В среднем, 120—170 рублей, что покупателей не смущает. Те, кто в «теме», знают, за что платят. Как считает Вадим, 80 процентов настольных игр относятся к высокоинтеллектуальному увлечению. Среди покупателей много программистов, для которых игра — альтернативный способ отвлечься от виртуальной реальности.

В 2010 году ассортимент был в 5 раз меньше, чем сегодня, и начал значительно расширяться спустя 4 года. Россия как основной поставщик для Беларуси в тот период не могла себе позволить импортировать настольные игры, поэтому активно развивала локализацию: российские компании выкупали лицензии у иностранных правообладателей, налаживали производство игр на родине или в Юго-Восточной Азии, чтобы снизить себестоимость. 

Амбициозные просчеты

На интернет-магазине предприниматель не остановился, в первую очередь, из-за растущего, словно грибы, числа конкурентов, которые с ожесточением занимали теплые места в торговых центрах. С 2012 года магазин Вадима площадью 42 квадратных метра располагается в торговом центре на Немиге на этаже, который полностью отдан под тематические магазины, специализирующиеся на продаже товаров для хобби и творчества. «В оборудование вложено около 10 тысяч рублей, хотя можно было и дешевле, но у меня индивидуальный проект по стеллажам», — владелец обращает внимание на закругленные, будто выверенные до миллиметра полочки. 

Когда предприниматель решился на открытие магазина, начал искать варианты в центре города. Кроме «Немиги», ничего подходящего не оказалось. Правда, на момент «заселения» пришлось довольствоваться лишь 14 квадратами. 

Через три года предпринимательства Вадим вместе с женой расширился до ООО, во-первых, потому что ИП не имели тогда возможности нанимать неблизких родственников, во-вторых, планировалось открытие магазина в Гомеле. То время Вадим вспоминает с неохотой и грустью. Немудрено, ведь после года работы «точку» в областном центре пришлось закрыть по двум причинам: были слишком амбициозные планы, но не были достаточно хорошо просчитаны ресурсы, требовалось больше капиталовложений и внимания, а также сыграл фактор кризисных явлений.

«Мы не учли, что данный бизнес имеет право существовать там, где люди могут позволить себе купить настольную игру, ведь удовольствие это недешевое. Если в начале работы отклик среди населения был, то спустя год мы сидели у разбитого корыта — «висел» долг за аренду, продаж не было совсем. В итоге пришлось взять кредит, который выплачивается до сих пор и сокращает возможности развивать дело», — признается Вадим.

Финансовый глоток воздуха

В штате у Вадима работали два продавца и контент-менеджер. Весь 2017 год резко падал спрос. Магазин был практически на грани закрытия. В феврале пришлось уволить двух сотрудников и самому стать за прилавок, что, кстати, улучшило качество обслуживания клиентов. Как факт, начиная с мая наблюдается резкий подъем, продажи увеличились на 50 процентов. В день получается около 20 покупок, но так бывает далеко не всегда. К примеру, сентябрь и октябрь — период несезонности, когда людям не до игр. Одни потратились на летний отдых, другие подготовились к школе, университету...

А вот во время новогодних праздников выручка увеличивается минимум в пять раз! И создает финансовую подушку для первого полугодия. Однако чтобы поддерживать ассортимент, необходимо держать на полках и складе товара на 30 тысяч рублей. 

Кстати, Вадим один год бесплатно проводил во Дворце детей и молодежи крупные игротеки. Приезжали 200—300 человек, как детей, так и взрослых. Локальная популяризация, как альтернативная издержка. Вложения были чисто ресурсными, финансов не потребовалось. Прекратились мероприятия из-за того, что на рынке начали появляться новые конкуренты. Также в борьбу подключалась сеть книжных магазинов. «В итоге люди после игротек покупали не у нас, а там, где удобно или дешевле», — заключает Вадим.

Вероника МАЛЫШИЦ.

malyshchyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter