Эта непростая история – монолог мамы, которая два года назад удочерила девочку из детдома

Все исправит любовь

Эта непростая история – монолог мамы, которая два года назад удочерила девочку из детдома. Начистоту о трудностях, через которые пришлось пройти, о мыслях, никогда прежде не сказанных вслух, о ревности родного сына и о материнском счастье «ЗН» рассказала Людмила Викторова*, замдиректора коммерческой фирмы.



Все началось с телевизора. Первого ребенка я родила достаточно поздно, и, к сожалению, иметь много детей не позволили возраст и здоровье. Но всегда очень хотела девочку. Однажды с мужем и сынишкой, которому на тот момент было почти 10 лет, мы смотрели по ОНТ передачу «Пока все дома» и в белорусской рубрике «У вас будет ребенок» увидели сюжет о Маше. Миленькая девочка заплакала в конце ролика, и я расчувствовалась вместе с ней. Позвонила по телефонам, указанным в конце программы, договорилась с воспитателями, и все вместе мы поехали знакомиться. А потом взяли к себе Машу на каникулы. Сынишка так привязался к ней, что сам сказал: «Надо забрать». Родные нас поддержали. Дочка почти сразу назвала меня мамой. Когда мы ее забирали, я видела счастье в ее глазах.

У девочки была непростая судьба. В детдом Маша попала в четыре года: ее родителей лишили родительских прав. Детская память оказалась крепкой: дочка помнит, как просила есть, а ее ругали и она пряталась от взрослых под столом. Часто родители запирали малышку в ванной с одной игрушкой, и она, голодная, стояла там, пока они в соседней комнате употребляли спиртное. С тех пор как ее отправили в детский дом, родители ни разу ею не поинтересовались. Но потрясения на этом не закончились, и Машу ждало еще одно предательство: семья, которая взяла девочку под опеку, через год вернула ее обратно в детдом. Опекуны не справились.

Я знала, что будет трудно, но все оказалось гораздо хуже. Плохие привычки, ругалась, дралась – себя в обиду она не давала. Сынишка, который сначала хотел сестру, начал сильно ревновать, ведь из единственного и любимого ребенка в семье он превратился в старшего брата невоспитанной и трудно управляемой девочки. Я никогда не говорила это вслух, но у меня тоже порой возникали сомнения, правильно ли я поступила, взяв малышку в семью. Однако отказаться от ребенка, которому подарила надежду, никогда бы не смогла. Не представляю, как можно бросить маленького – больного, здорового, обиженного судьбой, родного, приемного?

Подсказку нашла в жизненном опыте, воспитывала Машу так, как и родного сына. Он ведь тоже капризничает, безобразничает, но я все ему прощаю, потому что люблю. Так и с Машей. «Гены пальцем не размажешь» – часто можно слышать о детях, которые родились у неблагополучных родителей. Это большое заблуждение. Если копнуть глубже, то ни в одной семье нет идеальных условий. Главное – это воспитание, то, что ты вложишь в малыша. За два года дочка стала родной, и могу с уверенностью сказать: на 90 процентов все проблемы решены, она полностью прошла адаптацию в семье.

Мы стали одним целым, приросли душой, и я не представляю свою жизнь без дочери. Маша меняется на глазах: выросла на 20 сантиметров, занимается гимнастикой, у нее призовые места в соревнованиях, ее сразу взяли в основной состав – такая она у нас способная. Сейчас она коммуникабельная и красивая девочка. Иногда сравниваю ее с сыном – у него как раз начался переходный возраст – и понимаю, что дочка более послушная, старательная, покладистая. Моя подружка, помощница, гордость.

Если вы решили стать усыновителями, на легкие и быстрые успехи рассчитывать не стоит, но все усилия окупаются. Главное не лениться и ничего не жалеть для нового члена семьи. Нет большего счастья, когда рядом с тобой довольный ребенок, который радуется жизни.

Мария ЗУБКОВА, «ЗН»

*Фамилии и имена изменены по этическим причинам

Полную информацию о возможностях и путях усыновления можно получить в отделе образования по месту жительства, а также в Национальном центре усыновления (телефоны в Минске: 284–71–51, 292–67–01, 331–06–17) или региональных представительствах (телефоны: в Бресте 44–38–72; в Витебске 47–77–28; в Гомеле 70–35–08; в Гродно 74–08–49; в Могилеве 27–94–43).


Что нужно знать об усыновлении

Кто может взять на воспитание ребенка из детского дома, сколько нужно времени на оформление документов и охраняется ли тайна усыновления законом? Об этом мы поговорили с директором Национального центра усыновления Натальей Поспеловой.



– Много ли сегодня желающих воспитывать чужих детей?

– Достаточно. Существует даже определенная очередь. Усыновить ребенка любого возраста могут граждане нашей страны без правовых и медицинских противопоказаний. Но большинство кандидатов скорее примут в семью малыша, которому не больше пяти лет. А в детдомах таких ребят немного. Поэтому приходится ждать.

– Предположим, противопоказаний нет, но и штампа в паспорте тоже.

– Люди, не состоящие в браке, так же как и супружеские пары имеют право на усыновление. Правда, к нам чаще обращаются семьи. Бывали редкие случаи усыновления одинокими мужчинами. Одиноких женщин-усыновителей больше. 

– А волокиты со сбором документов много? 

– Собирать необходимые бумаги можно и неделю, и несколько лет. Все зависит от человека. Для начала нужно представить в отдел или управление образования по месту жительства медицинскую справку о состоянии здоровья, документы о доходах и занимаемой должности, о наличии жилищных условий. Все оставшееся за месяц по принципу «одного окна» подготовят специалисты отдела образования и Национального центра усыновления.

Еще один обязательный момент – психологическая диагностика и подготовка к выполнению родительской роли. На это уйдет около двух месяцев. Потом происходит знакомство с детьми. А затем самое главное – принятие решения будущими родителями. Опять же одним на это хватает всего несколько часов, другим – несколько дней, а кому-то и нескольких лет будет мало.

– А тайна усыновления охраняется в нашей стране?

– Безусловно. Никто не имеет права сообщать об этом кому-нибудь. Каждая семья по-своему относится к тайне усыновления. Одни не делают из этого секрета. Другие – всю жизнь дрожат от страха, что «кто-то сообщит ребенку о том, что он не родной». Но в любом случае, специалисты дадут однозначный совет – скрывать от ребенка, как он появился в семье, не стоит. Можно сколько угодно прятать голову в песок и думать, что все само образуется. Но лучше рассказать правду и вместе найти ответы на все вопросы.

– Как поддерживаются семьи, в которых растут усыновленные дети?

– Ежемесячно до наступления 16-летия ребенка выплачивается государственное пособие. Это ощутимая поддержка для семейного бюджета.

Николай МАЧЕКИН, «ЗН», machekin@sb.by, фото БелТА

На портале, посвященном усыновлению детей, dadomu.by можно найти более четырех тысяч анкет. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter