В чьих руках должно быть все имущество?

Все имущество — в одни руки

Такое мнение выразил первый заместитель председателя Госкомитета по имуществу Алексей Васильев
«Все неиспользуемое имущество должно находиться в одних руках», — озвучил принципиальную позицию первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Алексей Васильев на итоговой коллегии ведомства. Такой подход заложен в Концепцию-2020, соответствующее предложение внесено в Правительство. Без конкретного единоначалия вовлекать в оборот простаивающие помещения иной раз даже очень проблематично. Хотя нельзя сказать, что проблема поросла мхом. Над ней планомерно работают. И результаты определенные есть.


«В собственности государства находится около 120 млн квадратных метров различных помещений, из них не используется только 2 млн», — привел конкретные цифры председатель комитета Андрей Гаев. В прошлом году  вовлекали в хозоборот более 2 тыс. объектов. Правда, удалось это сделать только в отношении 1300 — менее 70%. В принципе, тоже неплохой результат, учитывая, что некоторая недвижимость является неликвидной априори. В подтверждение этого тезиса Алексей Васильев даже продемонстрировал слайд: с белоснежного экрана взирали унылые дряхлые здания, архитектура и фасады которых выдавали бывшие школы, клубы, дома быта. Да к тому же еще и расположены они нередко в глуши, вдали от оживленных путей-дорог. Подобный раритет оказался никому не нужен даже за одну базовую.

Впрочем, Алексей Васильев законно полагает: есть и субъективный человеческий фактор. «Давайте не будем друг друга обманывать и предоставлять недостоверную информацию», — обратился он к представителям фактически всех министерств, ведомств и облисполкомов. И уточнил: на местах часто ссылаются на какие-то сдерживающие факторы, которые не позволяют вовлекать такое имущество в оборот. «Все инструменты есть», — обрубил потенциальные возражения из зала Алексей Васильев. И уточнил: можно продавать за одну базовую, под инвестиционные проекты, создание рабочих мест, наконец, при определенных условиях передавать безвозмездно. Законодательная база и правоприменительная практика есть. Была бы только воля у конкретных должностных лиц, которые, по его словам, предпочитают перестраховаться, самоустраниться, чтобы не получить какие-то замечания или претензии со стороны контролирующих органов.

Впрочем, основная-то проблема лежит в эффективности использования имущества ОАО с долей государства. У них, кстати, на балансе и находятся самые ликвидные, но не эксплуатирующиеся активы. «Добровольно» предприятия показали 461 объект, потом отраслевые министерства и ведомства не без помощи специалистов ГКИ нашли еще около 1000 зданий и помещений. А в хозяйственный оборот в прошлом году было вовлечено только около четверти таких объектов. Прямо скажем, слабенький результат. И он свидетельствует о проблемах менеджмента во многих компаниях, а также о прорехах во владельческом надзоре. В целом еще есть широкое поле для работы над системой корпоративного управления, отметил Андрей Гаев: «В прошлом году был разработан Корпоративный кодекс, прописывались правила создания комитетов при наблюдательных советах, комитетом подготовлен проект указа, который позволяет привлекать к управлению предприятиями профессиональных управляющих, вознаграждение которых будет зависеть от финансово-экономических результатов предприятия». 

Внедрение новых управленческих технологий должно катализировать выход ОАО с долей государства на нормальную работу. Пока отдача от такого акционерного капитала не очень внушительная – в прошлом году в виде дивидендов получено более чем 10 трлн рублей. Вроде бы и немало, но из более 600 акционерных обществ с долей Республики Беларусь основные выплаты приходятся на долю топ-10 предприятий. Словом, потенциал для увеличения доходов налицо. Главное, его использовать и не упустить время.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter