Беларусь обсуждает открытие прямых авиарейсов с крупнейшими городами России

Все идет по (аэро)плану

В июле 2023 года расписание минского аэропорта приросло еще одной строкой. Авиакомпания Nordwind Airlines совместно с IKAR открыла регулярный прямой рейс по маршруту Минск — Псков. С этого момента в один из значимых городов союзного приграничья из Беларуси стало возможным добраться за час с небольшим полета на Embraer 190. Этот рейс зафиксировал все более устойчивый тренд на интерес к беспосадочным перелетам между белорусской столицей и регионами Российской Федерации.


Регистрация открыта

В летнем расписании Национального аэропорта Минск целый ряд прямых рейсов в российские регионы. Без пересадок либо самолетами «Белавиа», либо партнерскими авиакомпаниями можно добраться до Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Сочи, Екатеринбурга, Перми, Уфы, Казани, Пскова и Калуги. Примечательно, что первым рейсом из Калуги в Минск на встречу с ­­Президентом Беларуси Александром ­­Лукашенко прилетел губернатор Калужской области Владислав Шапша.

«С апреля возобновляем авиасообщение между Калугой и Минском. Выполнять полеты из международного аэропорта Калуга будет авиакомпания «Северсталь». Детали еще обсудим с белорусской стороной во время моего визита в Республику Беларусь», — проанонсировал рейс глава региона в своем Telegram-канале. «Чуть больше часа — и мы в Минске. Наша делегация начинает работу в Республике Беларусь», — добавил он в день вылета в Минск.

Для неискушенного читателя это может показаться несколько удивительным, но наибольший интерес к открытию прямых рейсов проявляют именно российские регионы. Во-первых, в федерации полеты в Беларусь — это зачастую сильный имиджевый проект местных правительств.

В стране долгое время сохраняется запрос на интеграцию именно с Беларусью, и новые логистические связи в привычной отрасли находят хороший отклик.

Во-вторых, вопрос в аэропортах, многие из которых носят статус международного. После санкций 2020 года в России объективно снизилось количество рейсов, а аэропорты должны работать. Частично области восточного соседа Беларуси рассчитывают загрузить свои мощности пассажирами белорусского направления. И, наконец, туризм. Отрасль, которая приобретает новое дыхание в России, старается масштабировать возможности. Заинтересованы в этом как агентства и авиакомпании, так и целые регионы.
— У нас активно развивается туристический поток. И его надо развивать. Тот же запуск самолета Псков — Минск — это один из этапов нашего совместного развития, где мы должны совместно поработать, чтобы и наши туристы приезжали к вам в гости, и мы готовы всегда их встретить, — говорит глава Пскова Борис Елкин.
Губернатор Ярославской области Михаил Евраев, кажется, смотрит на ситуацию немного дальше, рассчитывая на прямой авиарейс как средство активизации еще и деловых контактов:

— Здорово, если мы сможем запустить прямые рейсы из Туношны, нашего аэропорта, в Минск. Потребность в них высокая, статус международного аэропорта у нас есть. Мы можем такие рейсы рассмотреть, и это было бы очень интересное совместное направление взаимодействия. Логистика крайне важна как для туристического и культурного взаимодействия, так и для экономических связей: можно быстро приехать, встретиться, все обсудить.

Губернатор Приморья Олег Кожемяко после встречи с ­­Президентом Беларуси Александром ­­Лукашенко написал в Telegram-канале: «Обсудили дальнейшее сотрудничество в самых разных областях. Думаем над открытием прямого авиарейса между Владивостоком и Минском. Это было бы удобно для развития туризма и деловой активности».


Полетная программа

Словом, запрос на полеты действительно большой, и, честно говоря, не очень верится, что прагматичные главы российских регионов решились бы на возобновление рейсов в Минск, если бы не видели в этом экономическую перспективу. Хотя, что греха таить, иногда ностальгия по дешевым полетам через всю территорию необъятной советской родины гражданам Союзного государства все еще навевает грезы былого великолепия. И есть ведь что вспомнить! Чего стоит память о возможностях региональной и местной авиации СССР и о том, что на пляж Минского моря из центра белорусской столицы летал самолет «за рубль»…

— О-о-о-ох, — не скрывает досады на чрезмерную ностальгию посол Беларуси в России Дмитрий Крутой. — Ну вот часто начинают лоскутно, какими-то всплесками вспоминать, что у нас когда-то было раньше. Дескать, вот в СССР... Или, скажем, были у нас рейсы в Тюмень или условный Тамбов в начале 2000‑х. Нет того, что было раньше!
Действительно, современная авиационная отрасль живет в совершенно иной парадигме — и идейной, и, особенно, финансовой. Нет распавшегося после 1991 года единого авиапространства, и сегодня каждая страна должна зарабатывать деньги.
В капиталистическом мире за сопровождение самолета в воздухе, диспетчерские услуги, обслуживание воздушного судна в аэропорту принято платить. Ясно, что все эти расходы не улучшают экономику небольшой компании, направляющей самолет, скажем, из Тулы в Минск и обратно. Поэтому при всем желании не всегда получается «по просьбам трудящихся» организовать регулярный прямой перелет из точки А в точку Б… Хотя работа над этим идет, и серьезная.
— У нас есть отдельная союзная авиационная программа в рамках транспортного комплекса. Коллеги пока сосредоточились на теме уравнивания авиационных и аэронавигационных сборов и обслуживания в наших аэропортах, чтобы мы хотя бы тут не завышали друг другу эти тарифы и работали на паритетном, зеркальном уровне. Эта программа может заработать с марта следующего года, как планируют наши отраслевые ведомства, — говорит Дмитрий Крутой.

Разбор полетов

Сейчас в авиасфере стороны движутся по принципу step by step, шаг за шагом. На первом этапе решено не стараться объять необъятное, не пытаться «накрыть» рейсами всю Россию, а сосредоточиться на городах-миллионниках. Их в России 16, три (Краснодар, Ростов-на-Дону и Воронеж) сейчас закрыты для полетов. Зато с остальными работать вполне возможно. С крупными городами, в которые уже открыты прямые перелеты, все в порядке: налажена логистика и отстроена рентабельность. Для остальных рейсов на первом этапе требуется субсидирование. Дмитрий Крутой поясняет детали:

— Как ставится задача: во-первых, все подсчитать. Во-вторых, если субсидии, то это не могут быть субсидии только одной страны. Да, есть регионы, которые такие субсидии предоставили сами. Мы признательны им за это. И для таких регионов может быть снижение до минимума вот этих сборов и услуг. В случае рейса из Уфы, например, это их инициатива, их деньги, их субсидии.
Но инициатива должна быть комплексной, и об этом идет сейчас разговор. Она должна быть все-таки подкреплена и нашим неким вкладом. Из того, что сейчас обсуждается, — это, например, Новосибирск. Либо, скажем, Мурманск.
Мурманчане готовы «открыться» с нами. Мэр Минска (он отвечает за Мурманск) говорит: давайте подсчитаем, какой должна быть наша доля в этом, я найду деньги в рамках своего бюджета. Либо это можно найти в рамках дорожного фонда Минтранспорта. Я уверен, это не колоссальные средства. В режиме пилотного проекта, временно, на один год, чтобы посмотреть загрузку, спрос и так далее, мы эти деньги найдем.
И отдельная история — запуск авиарейсов в Сибирь и особенно на Дальний Восток. Губернаторы в таких проектах крайне заинтересованы, и беспересадочный перелет по условному маршруту Минск — Хабаровск стал бы знаковой вехой в союзных транспортных проектах.
Поэтому сейчас стороны пытаются выстроить понимание экономики такого рейса. Проблема еще и в том, что согласно законодательству России на международные рейсы не предусмотрены субсидии из федерального бюджета. Впрочем, ситуация понемногу меняется. И если правительства уже приходят к необходимости формализации товара Союзного государства, новым шагом может стать и понятие союзного воздушного пространства. А это уже совсем другая (авиа)история.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter