Все гениальное — просто

Если бы НАСА в свое время исключило Россию из проекта МКС, станцию пришлось бы поставить на прикол?
Если бы НАСА в свое время исключило Россию из проекта МКС, станцию пришлось бы поставить на прикол?

Пока члены экипажа «Дискавери», пристыкованного сейчас к Международной космической станции (МКС), в открытом космосе тренируются устранять неполадку в термозащитном покрытии своего шаттла (напомню, что такая же авария — кусок обшивки, отлетевший при запуске корабля «Колумбия», — стоила жизни семерым астронавтам), газета «Чикаго трибюн» не удержалась от сравнения американской и российско–советской космической программы. Сравнение получилось не в пользу НАСА. В статье «Русский рецепт: чем проще, тем лучше» Майк Томас объясняет, почему он скорее доверился бы «Ивану с разводным ключом, чем выпускнику Калифорнийского политехнического университета с его научной степенью и навороченным компьютером».

«Пришло время сказать русским спасибо... Без них нам оставалось бы только затопить МКС в океане или замотать топливные баки шаттлов скотчем и надеяться на лучшее», — саркастически замечает журналист. Он припоминает, что когда–то чиновники из НАСА хотели вообще выставить россиян из проекта МКС. Они жаловались, что у тех нет ни гроша в кармане, что они ничего не способны сделать вовремя. «Эти неумехи Иваны понятия не имеют о высоких технологиях: они только и умеют, что склепать пару канализационных труб, залить туда керосин, посадить сверху парочку космонавтов и запустить все это к сараю на орбите под названием «Мир», — язвит мистер Томас и воздает хвалу проницательности Билла Клинтона, который решил, что «русские должны остаться».

По мнению «Чикаго трибюн», преимущество российско–советской космической программы в том, что она надежна и оттого безопасна. С тех пор как «Колумбия» сгорела в атмосфере, Россия успешно доставила на МКС пять экипажей. Формулу этого успеха в свое время в общих словах вывел Альберт Эйнштейн: все гениальное просто. Корабль «Союз–1» был запущен в 1967 году. У него отказал парашют и космонавт погиб. Еще три космонавта погибли в 1971 году, когда при спуске «Союза–11» произошла разгерметизация кабины. Но после этого все пилотируемые полеты в СССР и России обходились без жертв. Шаттлы же стали могилой для 14 астронавтов. Катастрофы «Колумбии» и «Челленджера» приостановили американскую космическую программу в общей сложности на пять с лишним лет и обошлись в миллиарды долларов.

В 2010 году шаттлы подлежат списанию. Высокотехнологичная система X–33, которая разрабатывалась для их замены, была настолько высокотехнологичной, что оказалась непригодной для практического использования, и от проекта пришлось отказаться после того, как на него уже было потрачено 1,3 миллиарда долларов. Теперь у США появился проект под названием «Пилотируемый исследовательский корабль» (Crew Exploration Vehicle). Он обойдется в 15 миллиардов долларов, а первый запуск запланирован на 2014 год. Вместе с ним, считает журналист из Чикаго, в американскую космическую программу придут неполадки «нового поколения». «Союз» же вечен. «Меня нисколько не удивит, что нам снова придется полагаться на него, чтобы выручить из беды программу «Пилотируемого исследовательского корабля», — завершает свою статью Майк Томас...

За объективность американскому журналисту следует, конечно, сказать спасибо, хотя программа «Союз» в адвокатах особо и не нуждается. Хочется выделить другой момент: стремление США к тому, чтобы опираться в дальнейшем освоении космоса только на собственные колоссальные финансовые и интеллектуально–технические ресурсы. Однако этого не произошло, и сегодня МКС является, пожалуй, самым успешным примером подлинно международного сотрудничества.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter