Все это следует шить?

Вопрос, что надеть, актуален не только для модниц. Пожалуй, каждому из нас приходится обойти не один десяток магазинов в надежде найти добротный костюм, в котором будет комфортно, платье или туфли. Товаров много, а выбрать порой и нечего. Приходится идти на рынок, где сплошь - импорт. Но почему? Ведь, чтобы сшить элегантный наряд, не нужны огромные инвестиции и сложные технологии. Только швейная машина да умелые руки. Ответ на вопрос мы решили поискать не за традиционным "круглым столом", а в торговых залах одного из минских универмагов...

Вопрос, что надеть, актуален не только для модниц. Пожалуй, каждому из нас приходится обойти не один десяток магазинов в надежде найти добротный костюм, в котором будет комфортно, платье или туфли. Товаров много, а выбрать порой и нечего. Приходится идти на рынок, где сплошь - импорт. Но почему? Ведь, чтобы сшить элегантный наряд, не нужны огромные инвестиции и сложные технологии. Только швейная машина да умелые руки. Ответ на вопрос мы решили поискать не за традиционным "круглым столом", а в торговых залах одного из минских универмагов.


"Вживую" пообщаться со своими покупателями, узнать их оценку нашей легкой промышленности согласились: Николай СТРИЖ, генеральный директор Минского обувного открытого акционерного общества "Луч"; Раиса БАРАНОВА, заместитель директора ОАО "Элема" по коммерческим вопросам; Теймураз БОЧОРИШВИЛИ, директор ОАО "Славянка" (Бобруйск); Федор КОРБАН, директор ОАО "ЦУМ Минск"; Виктор МАРГЕЛОВ, председатель Союза юридических лиц "Республиканская конфедерация предпринимательства" и владелец сети магазинов; Саша ВАРЛАМОВ, модельер, автор проекта "Мельница моды".


Итак, мы - в отделе женской одежды минского ЦУМа. Девушка перебирает плечики с платьями. Знакомимся. Зовут ее Юлия Поварго, студентка.


"СБ": Что выбираете?


Ю.Поварго: Пока ничего конкретного. Хожу присматриваюсь...


"СБ": Одежду отечественного производства покупаете?


Ю.Поварго: В принципе, да. Хотя приходится изрядно поискать, но найти можно. Нравятся маечки фабрики "Свiтанак", обувь в последнее время предпочитаю фирмы "Марко".


"СБ": От "Элемы" одежду носите?


Ю.Поварго: Да. У меня есть пальто этой фирмы.


"СБ": Знакомьтесь, перед вами заместитель директора этой фабрики Раиса Николаевна Баранова.


Ю.Поварго: Очень приятно. Молодежная линия "Элемы", на мой взгляд, очень хорошая.


Саша Варламов: А это платье, не глядя, чье это производство, вы бы одели?


Ю.Поварго: Нет!


Т.Бочоришвили: Но это же чистый хлопок! Современный интересный покрой и цена - всего 59 тысяч рублей! Модно на лето! Люди эту одежду покупают на все случаи жизни. Каждые 2 - 3 дня мы отгружаем в ЦУМ нашу продукцию, есть и повторные заявки. В этом году он продал около 5 тысяч штук наших изделий в 215 моделях!


Саша Варламов: А куда в этом платье можно пойти (берет первый попавшийся под руку наряд кричащего ярко-алого цвета)? Только на панель! В этом (берет следующую модель), пожалуй, можно мыть посуду! В этом (в руках модельера появляется еще одна обновка) - можно дома мужу подавать обед. В этом - чулки вязать. Что это такое?!


Наташа, покупательница: Правильно, ассортимент надо бы расширить. Лучше меньше партии делать и больше моделей. А то я, к примеру, купила "элемовское" пальто, надела и в продовольственном магазине встретила даму точно в таком же! Тут же развернулась и ушла. Настроение было испорчено. Хотя модели этой фабрики хорошие, спору нет. Но повторяются!


Т.Бочоришвили: А вы шарфичек наденьте, оригинальную сумочку купите. И получится другой наряд. Мы же не можем 10 миллионов моделей сделать.


В.Маргелов: Если бы у нас были созданы нормальные условия для развития малого предпринимательства, мне кажется, эта проблема - производство модной одежды малыми партиями - была бы запросто решена.


"СБ": Но сейчас открыть свое дело стало очень просто...


В.Маргелов: А вы посмотрите не на количество законов, а на количество предпринимателей, которые занимаются производством. Их по пальцам пересчитать можно. Значит, не те законы принимаются. Сейчас по-прежнему выгоднее торговать, чем производить. Открыть дело просто, а работать сложно. За одну ошибку или опечатку тебя налоговая по миру пустит. Всю жизнь будешь рассчитываться.


Валентина Евдокимова, покупательница: Нестандартную одежду нигде не найти! У меня рост 152 сантиметра. Трудно одеться. Точно так же страдают полные, очень высокие...


Галина Федоровна (пенсионерка), покупательница: А вы посмотрите, как одежда висит! Да разве здесь можно что-то найти!


Переходим в отдел детской одежды. Теймураз Бочоришвили тут как рыба в воде. Это его предприятие выпускает школьную одежду.


Т.Бочоришвили: Посмотрите, в пиджаке есть карман для мобильного телефона, сделанный из ткани, которая нейтрализует электромагнитное излучение...


Саша Варламов: А цена? 89 тысяч рублей! Мальчику на год таких надо два. В какую копеечку обойдется это удовольствие!


Покупательница: У сына рост 156, размер 40. Второй день вожу его по магазинам. В ГУМе были, "На Немиге". Ничего невозможно подобрать к выпускному. Цвета темные, мрачные. А ведь лето...


Т.Бочоришвили: Сейчас поможем!


Саша Варламов (окинув взглядом паренька, облаченного в выпускной костюм): И кто сейчас носит пиджаки на 3 пуговицы? Такие только в армии. Вы действительно считаете, что мальчик хорошо одет? Да ему в этом пиджаке страшно неудобно!


Ирина Шилович, покупательница, учитель: Огромное количество детей не хотят носить костюмы. Потому что они немодные и несовременные.


Татьяна Цыганкова, покупательница: Вы посмотрите, загнали нас в серые, черные тона! Ничего другого предложить не могут и не хотят!


Саша Варламов: Дети индивидуальны. Им это не нравится!


Т.Бочоришвили: Ну почему все черное? Смотрите, здесь очень много разных цветов. Вообще, у нас три линии костюмов - vip-класса, бизнес-класса и эконом-класса. На любой вкус. Почитайте наш рекламный ярлык, где мы пишем школьнику: будь первым во всем - в учебе и дома.


Саша Варламов (скептически разглядывая пиджачок серого цвета): Один костюмчик такой в жизни можно иметь, если не хотите выделяться. Но сшито хорошо, спору нет.


Т.Бочоришвили: Но это покупатель голосует за такой цвет. 90 процентов одежды продается в черно-серой и синей гамме!


Ф.Корбан: Школьная форма, которая здесь висит, - это то, что осталось с прошлого года. Новые костюмы еще не поступили.


Саша Варламов: Вы думаете, в этом году будут лучше? Никто у детей не спрашивал, какие цвета им нужны. Они и в этом году будут в цветах дождя и тумана. Если девочки будут одеваться в такую одежду, они никогда не выйдут замуж!


Т.Бочоришвили: Но это практично. Это же одежда на каждый день! А модельный ряд достаточен - только для девочек мы предлагаем 44 модели костюмов и сарафанов.


Саша Варламов: И вы потом хотите, чтобы дети в этом писали стихи?! Да если бы Пушкин такое носил...


Т.Бочоришвили: Вы хотите, чтобы наши дети ходили в школу с голыми пупами? Они должны идти в школу за знаниями. Вы, наверное, забыли, во что одевался Пушкин, как одевались лицеисты тех времен. Это не помешало Пушкину стать великим поэтом.


Саша Варламов: Вот это - классическая "отмазка" для тех, кто не хочет искать другой цвет.


Т.Бочоришвили: Позвольте возразить. Если мальчик надевает каждый день костюм, галстук, рубашку гладит...


Саша Варламов: Он похож на маленького чиновника...


Т.Бочоришвили: За такой одеждой он приучается следить, ухаживать. Это не джинсы, которые бросил в угол и пошел.


Саша Варламов: В джинсах люди живут и умирают.


Т.Цыганкова: А костюм дети одевают 2 раза в год: 1 сентября и на выпускной. А потом он висит в шкафу.


И.Шилович: Мне родители часто жалуются, что просто выбрасывают деньги на школьную форму. А это 100 тысяч рублей и больше. Дети носят брюки и джемперы. На выпускной сейчас вот заказывали и шили яркие рубахи. Плохо, что вы, изготовители одежды, этого не знаете!


Саша Варламов: Я категорически против, чтобы дети в школе были похожи на маленьких чиновников. Если с детства прививать им, что они чиновники, мы получим хороших военных, пожарных, контролеров. Не будет поэтов, художников, писателей, гениальных инженеров. Ведь чиновник - это человек, который соблюдает и диктует букву закона, инструкции, правила. Но жизнь шире инструкций и правил. И одежда должна быть шире правил, стереотипов. Формирование личности начинается с одежды.


Елена Кадукова, покупательница: Детям очень тяжело сидеть в школе в пиджаках. Лучше сарафаны, жилетки с блузкой. Гольфы. Это удобнее. А вне школы мы свою дочку одеваем на рынке. Самая ходовая одежда - джинсы! Но наши фабрики почему-то не шьют джинсовую одежду! Обувь белорусская для детей хорошая, но дорогая. 70 тысяч туфли на один сезон.


В.Маргелов: Неважно, черный или серый цвет, светлые тона или темные, яркие или неяркие, - это дело вкуса, это дело традиций школы или вуза. Главное, чтобы у людей было право выбора. Но параллельно надо вести работу по воспитанию вкуса...


Саша Варламов: Давайте посмотрим, как одеты люди вокруг. Вот вы в голубом, вы в хаки, беж.


В.Маргелов: Согласен, разнообразия должно быть больше.


В секции женской обуви.


Татьяна Курилович, покупательница, студентка: В последнее время качество нашей обуви оставляет желать лучшего. Мне кажется, отечественные производители, как и зарубежные, стали экономить кожу. Купила босоножки "Легранд" - порвались через несколько дней носки. На рынке вообще никогда не покупаю. Российская и китайская обувь еще хуже.


Нелли Хрисанфовна, покупательница: К сожалению, не могу ничего подобрать, хотя полки магазина завалены...


Саша Варламов: А я вам скажу почему: у дамы интеллектуальное лицо, аккуратная стрижечка, она любит себя и следит за собой. Но в этой обуви (берет в руки первые попавшиеся под руку туфли для повседневной носки) ей - плюс 40 лет! А это, вы полагаете, можно обуть на выпускной?! Ужас!


Нелли Хрисанфовна: Правильно.


Галина Каляда, покупательница: Да что вы такое говорите! Если что-то отклеилось, нашу обувь в течение месяца или двух можно вернуть обратно.


Саша Варламов: Да я о красоте...


Г.Каляда: Хорошая и красивая - для нас, белорусов, то, что надо. На красивой ноге все будет красиво смотреться.


В общем, мнение народа понятно. Ходить по торговым залам дальше было бессмысленно. Сели за "круглый стол" переговоров. Обсудить ситуацию.


"СБ": Реальность такова: практически 80 процентов одежды - обуви поменьше - мы покупаем на рынке, а не в магазинах. Если кто-то хочет купить что-нибудь такое оригинальное и недорогое - берет китайское, если дорогое и модельное - из Европы. В то же время на предприятиях легпрома лежит двухмесячный запас продукции. Производство работает, а торговля не успевает продать. Как разорвать этот порочный круг?


Саша Варламов: А кто-нибудь задумывался, почему одежда и обувь у нас такие дорогие при таком низком качестве? Нет, не потому, что у нас портные плохие. А потому, что лекала для нас "делают" сначала пожарные службы, санстанции, а потом многие другие органы власти и контроля. Ведь прежде чем взять в руки ткань, ножницы, иглу и нитки, я должен пройти десять кругов ада. Это для того, чтобы заняться своим делом - шить.


Нам удалось инициировать постановление Совмина, в котором говорится, что наши молодые дизайнеры имеют право продавать свою продукцию в магазинах без предъявления сертификата гигиенической регистрации производства. Вы представляете, до какого абсурда дошли было наши службы? А всякие там ГОСТы, ТУ. Дома на машинке можно шить, а дизайнеру нельзя. Это уже предприятие. Одни и те же нитки, одни и те же ткани, а шить нельзя! Унитазов, видите ли, не столько, сколько надо, работающих... А китайцы так шьют? Как прикажете с ними конкурировать? Одно недоразумение убрали, а сколько их еще осталось? Почему модельер как индивидуальный предприниматель не может нанять классных швей? Зачем эти ограничения по количеству наемных работников для фирмы, которая занимается производством? И все наши предприятия опутаны точно такими же тормозами. Поэтому новое мало кого интересует. Новое и стандарты несовместимы. Мода создается вопреки традициям, вопреки стандартам... А у нас магазин берет то, что идет. То есть старое. На "Мельнице моды" были только частные лица. Ни Беллегпром, ни швейные фабрики, ни магазины не пришли. Хотя приглашения были направлены всем.


Т.Бочоришвили: У нас нет больших складских остатков: мы идем к покупателю, и он "голосует" рублем, покупая наши изделия. Недавно я был в одной из сельских школ. И дети там одеты в одежду, выпущенную неизвестно как и неизвестно в каких условиях. Зато дешево. Но никаких гарантий качества и безопасности товара нет.


Н.Стриж: Саша, наши предприятия и торговля решают совершенно иные задачи, чем те, которые ставите перед собой вы, модельеры. Бабушкам тоже нужна обувь. У товаров массового потребления своя специфика.


Саша Варламов: Так почему 30 процентов людей носят импортную обувь?


Н.Стриж: А где, в какой стране вы видели, чтобы все носили только отечественную обувь? Мы тоже экспортируем в другие страны обувь.


Саша Варламов: И куда?


Н.Стриж: Россия, страны Балтии, Украина. В ЕС мы тоже пробовали пробиться, но не получается пока. В Россию поставляем 6,6 миллиона пар из 11 миллионов производимых.


Саша Варламов: Кстати, очень часто за рубежом мне приходилось слышать лестные слова о нашей детской обуви. Так и говорят, что только в Беларуси можно купить натуральную детскую обувь. Все остальные в основном гонят синтетику.


Руки развязать надо производителям, тогда мы сможем намного лучше работать. Не надо ограничивать их бессмысленными требованиями. В наших универмагах подсобки занимают больше места, чем торговые залы, потому что так нужно по противопожарным правилам. Может, лучше вообще закрыть магазины, тогда точно пожаров не будет. Вот скажите мне: какой умник придумал, что школьная одежда должна быть из полушерсти? Мол, из хлопка одежда вредная. И слово придумали такое - "негигроскопичная". А из полушерсти с синтетикой можно.


"СБ": Так что, не можем работать, как те же китайцы?


Н.Стриж: Я сам задумывался, почему мы не так быстро развиваемся, как хотелось бы. Думаю, потому, что очень мало изучаем рынок. В основном все усилия брошены на то, чтобы произвести товар. А в результате у нас 80 процентов торговли занимает базар.


"СБ": Экспорт в Россию упал?


Н.Стриж: Да, примерно на 18 процентов.


"СБ": На склад работаете?


Н.Стриж: Разве это показатель плохой работы? На склад мы работаем всегда, накапливая запасы к сезону. Если мы сегодня не произведем необходимое количество осенней обуви, нам нечего будет продавать. Не в этом дело.


"СБ": А в чем же?


Н.Стриж: Это вопрос не производителей и не торговли. Приезжает к нам, допустим, предприниматель из России, обувь ему нравится. Хочет купить, но когда узнает, что нужно еще в России платить наш НДС, отказывается.


Ф.Корбан: Когда у нас, бывает, лежат трикотаж, швейные изделия, а предприятие-поставщик не идет нам навстречу и не дает возможности уценить товар, этого я не могу понять. Нас иногда упрекают, что мы не работаем с предприятиями по заказам. Мы готовы, они - нет. Потому что не знают, какое и когда сырье будет закуплено. В пределах квартала - пожалуйста. На большее - нет.


"СБ": Почему опаздываете с новыми моделями?


Н.Стриж: Очень много времени требуется на согласования, разрешения, таможенное оформление. Да и покупатель не готов. Если мы будем идти шаг в шаг с модой, товар не продадим. У французов потребитель начинает воспринимать моду на два года раньше, чем товар появится на рынке.


Саша Варламов: Надо готовить покупателя, правильно.


Н.Стриж: Так это и есть ваша задача. Мы не знаем рынок так, как его знают в развитых странах, где управляют модой, создают ее. Такая задача одним производителям не под силу.


Саша Варламов: Ваши объемы не позволят вам это сделать.


"СБ": У вас не возникает впечатления, что крупные производства одежды и обуви, доставшиеся нам по наследству от прежних времен, словно слоны в посудной лавке на рынке и в моде? Массовое что-то произвести и годами штамповать - это единственное, на что они способны.


Н.Стриж: Эти, как вы выразились, слоны смогли не только выстоять в 90-е годы, но и занять рынки в других странах.


Р.Баранова: А вы знаете, что наша "Элема" выпускает в год 365 новых моделей? Процент обновления - 98!


Т.Бочоришвили: С начала года у нас объемы продаж выросли на 115 процентов. А есть результат, значит, наша стратегия правильная, значит, мы на правильном пути. В этом году мы заключили контракт с российскими гипермаркетами на поставку одежды для школьников. Грузим костюмы в Санкт-Петербург, Ульяновск и другие города.


Саша Варламов: Но вы не делаете моду, производя стандартную одежду.


Н.Стриж: Кто-то должен производить стандартную одежду, а кто-то - эксклюзивные партии.


Саша Варламов: Кадры для швейной отрасли мы "штампуем" ежегодно. Куда нам их девать? Куда деваться тем, кто не смог найти работу у вас? А ведь наиболее талантливые, творческие люди могли бы организовать свою мастерскую, создавать новые оригинальные образцы одежды, создавать моду. Но разве они могут в таких условиях открыть свое дело и работать?


Р.Баранова: Если у вас есть такие талантливые ребята-дизайнеры, пусть идут к нам. Дадим конкретное задание разработать, к примеру, модель костюма для дам 52 - 56-го размеров.


Саша Варламов: Молодому дизайнеру? Но у вас, на мой взгляд, не заполнен сегмент молодежной одежды. Вот над чем надо работать прежде всего.


"СБ": Покупатели сегодня обратили внимание, что одежда в секциях висит так плотно, что ее вытащить без усилий сложно.


Ф.Корбан: Уже готов проект по переоборудованию торговых площадей ЦУМа. На втором этаже в отделе мужской одежды мы такое переоборудование сделали. По образцу магазинов в западноевропейских странах. Мы понимаем, что самый плохой показ образцов - в секции женской одежды. В сентябре мы полностью все это переоборудуем.


"СБ": Интересно, а много в торговле остатков?


Ф.Корбан: На 35 миллиардов рублей при среднемесячном объеме продаж 13 миллиардов рублей. Это тромб, который нужно удалять. Но производители не идут на скидки, не понимая, что теряют больше оттого, что товар лежит на складе годами.


Р.Баранова: Надо внимательно проанализировать ситуацию с остатками. Они образуются не столько потому, что товар плохой, а чаще всего потому, что торговля слабо анализирует рынки. Мы не производим плохой одежды. Если мы ошибаемся в своих прогнозах, рынок нас наказывает рублем.


"СБ": А достаточно ли у нас рекламируются отечественные товары?


Р.Баранова: Информации очень мало. В Бобруйске проводили конкурс красоты среди студентов филиала БГЭУ. И ведущие конкурса были одеты в нашу одежду, и девушки-конкурсантки некоторые тоже... Вы бы видели их глаза, когда они узнали, что это наша одежда.


"СБ": Это говорит только о том, что вы не работаете с покупателем.


Р.Баранова: Если бы мы не работали, мы бы столько не продавали одежды.


"СБ": Резервы, и немалые есть. Так в чем проблема?


Р.Баранова: Иногда получается так, что информация есть, а возможностей не хватает. По цветовой гамме - основные проблемы. Наши маркетологи постоянно изучают спрос. Обнаружили интересную закономерность: покупатели восхищались яркой цветовой гаммой, голубыми и белоснежными образцами. Не купили ничего. Более или менее востребовано красное. А преимущественно берут черное и серое. Парадокс? Мы мечтаем о том, о чем говорит Саша Варламов, а покупаем другое. То, что ругаем. Это говорит только о том, что надо воспитывать вкус.


В.Маргелов: Вкус - дело очень и очень субъективное. И инертное. Переломить психологию сложно, но можно, нужно не скупиться на рекламу.


Ф.Корбан: Но не на крикливую, а информирующую.


"СБ": Индивидуальные предприниматели жалуются, что им производители не хотят делать скидки, которые они дают российским фирмам, своим торговым домам в России. Поэтому они торгуют китайской обувью, одеждой и трикотажем. Хотят вывозить отечественные товары в Россию. Не получается. Почему?


В.Маргелов: У нас боятся, что придет проверяющий и спросит: а почему вы продали частнику дешевле? Не важно, что он сделал предоплату и сэкономил предприятию 20 процентов годовых. Я имею в виду, что товар на реализацию - это тот же самый кредит. Только беспроцентный или с меньшим процентом.


"СБ": Может, уже пора перестать бояться проверяющих, рисков, моды?..


В.Маргелов: Мы можем, конечно, мечтать и о своих магазинах, и о новых удачных моделях, о росте продаж. Но есть такая вещь, как экономика. И рынок, который наказывает рублем тех, кто принимает неправильные решения. Нет большой беды в том, что белорусскими производителями не заполнены все ниши на нашем внутреннем рынке. Китайцы могут позволить себе работать за доллар в день и вытеснят своими дешевыми товарами нас из любой ниши, если мы не найдем каких-то резервов, которые позволят нам выиграть по качеству. За доллар в день у нас точно никто работать не захочет. Если уж в США производители одежды и обуви потеснились перед китайскими товарами, значит, можно предположить, что противопоставить им ничего они не смогли. Частный бизнес сам уйдет из той ниши, где он не может конкурировать. Уйдет туда, где сможет работать с прибылью.


"СБ": А если ситуация не улучшится?


В.Маргелов: Придется снижать накладные расходы и налоги. Бороться с медлительностью, долгими согласованиями, неорганизованностью и затратами на преодоление бюрократических препон. Пора уже понять, что конкурировать мы можем только тогда, когда в цене не будет непроизводительных затрат. Содержание социальной сферы не должно навязываться предприятию. Оно сначала должно встать на ноги, иметь прибыль, и только потом оно само может рассмотреть вопрос, иметь на балансе, скажем, детсад или нет.


Ф.Корбан: Мне кажется, что наш производитель еще очень ограничен в поиске и приобретении каких-то действительно хороших тканей. И стоят они немало. Нет красивой, интересной, неповторяющейся и качественной фурнитуры для отделки.


В.Маргелов: А зачем нам столько швейных производств? Наша легкая промышленность работает на международном рынке. Вряд ли она устоит в том объеме экспорта перед конкурентами. Если мы думаем, что отгородимся пошлинами от импорта, они в ответ к себе не пустят наши товары. У нас есть гораздо более перспективные направления в экономике, более наукоемкие, которые надо развивать.


Т.Бочоришвили: Нас не интересуют наукоемкие производства в других отраслях. Мы не можем делать что-то другое, кроме одежды и обуви, и, поверьте, если будут созданы условия для добросовестной конкуренции, то у нас есть перспективы, а талант наших работников позволит выстоять в любых ситуациях. С праздником вас, друзья и коллеги!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter