Александр Васько на 38 лет спрятался за ширму, но об этом совершенно не жалеет

Все его партнерши – просто куколки

В интервью, посвященном 80-летию Белорусского государственного театра кукол, который номинально состоялся 15 июля (из-за ремонта его отметят позже, в октябре, неделей лучших спектаклей), его директор Евгений Климаков одним из самых значительных для коллектива событий последнего времени назвал присуждение актеру Александру Васько звания “Заслуженный артист Республики Беларусь”. Климаков подчеркнул, что для кукольного театра это редкость, чаще отмечают актеров драматических театров. Действительно, порой кукольное искусство считается более несерьезным. С таким подходом решительно не согласен сам Александр Васько.


Александр Петрович уверен: “Кукольное искусство даже более многогранное и сложное, чем драматическое. Драматический артист “вынес” только себя на сцену, сел в красивую позу или стал как-то патетически — и играет. Если он еще имеет колоритную внешность, внимание ему обеспечено. Мне же приходится носить куклу, которая иногда весит 7—10 килограммов, и я должен не только оживить ее через движение, но и вдохнуть в нее душу, создать образ”.

Мнению Александра Петровича можно доверять, ведь он на сцене Белорусского государственного театра кукол уже 38 лет. Сыграл более сотни ролей — от Воланда в “Мастере и Маргарите” до хвоста (именно так!) удава в “38 попугаях”. (Актер обеспечивал, чтобы хвост двигался в разных направлениях и вертелся. Кукла удава была на тростях и имела несколько метров в длину. Ею управляли три актера. Тот, кто вел переднюю часть и голову, озвучивал роль, и в зависимости от его движений остальные делали удаву пластику.)

И во все годы в антрактах или после спектаклей можно было услышать, что зрители в разговорах между собой называют его фамилию как актера, чья игра особенно понравилась. Впрочем, сам Александр Васько резко возражает против того, чтобы его как-то выделяли. Он убежден, кукольное искусство — командное, где все зависит от видения режиссера. Актер — это просто красочка, которую режиссер наносит. Конечно, еще имеет значение замысел художника, создавшего куклу, которая сама диктует актеру, какой он должен воплотить образ. Впервые увидев куклу, Александр несколько минут присматривается, решает, какой голос, какая пластика будут для нее естественными. У одних кукол основными средствами выразительности становятся глаза и рот, у других — руки, ноги, пальцы.

В творческой копилке Александра Васько — роли самые разнообразные. Много детских, таких как доктор Айболит, царь Салтан, волки, крокодилы, медведи. Есть героический Прометей, романтический Принц в “Золушке”. Но все же Александр признается, что предпочитает отрицательных персонажей, потому что они требуют больших эмоциональных вложений, нахождения более выразительных красок. Его любимый тип — обаятельный злодей.

— Люблю, когда можно подпустить “черную” эмоцию, — улыбается Александр Петрович.

Поэтому с большим удовольствием он вспоминает роль Главного Буржуина в спектакле советского времени “Мальчиш-Кибальчиш” по Гайдару. Когда его персонаж появлялся на сцене, советские дети в зале кричали, всячески его ругали, обзывали. Александр был доволен тем, что сумел их так зацепить.

Спектакль “Венчание”.

Одной из самых интересных в карьере Васько называет роль Воланда. Главу темных сил артист играл вживую, и его высокий рост, бледное лицо, крупный нос с горбинкой, немного надменная складка губ, выражение ума, проницательности и иронии создавали харизму, производившую глубокое впечатление на зрителей. Однако сейчас с высоты прожитых лет Александр Петрович считает, что из-за молодого тридцатилетнего возраста не сумел до конца понять этот персонаж и выразить все его нюансы. Примечательно, что воплощение на сцене Сатаны не оказало никакого мистического влияния на жизнь Александра Васько.

— Видимо, я не настолько заметный и талантливый артист, чтобы исполнением роли Воланда привлечь внимание высших сил, — смеется он.

Из недавних персонажей у Александра Петровича любимый — тоже малоприятный мизантроп-скряга дядюшка Скрудж в роскошной “Рождественской истории” по Чарльзу Диккенсу в постановке режиссера Игоря Казакова. Это минский дебют для талантливого и оригинального главного режиссера Могилевского областного театра кукол.

Чтобы поддерживать здоровье, артист Васько много двигается: встает в 4—5 утра, делает зарядку, а когда едет на работу, выходит из метро за несколько станций до театра и идет пешком около часа. И нервы укрепляет, и тело — посмотрите, как актер прыгает и взбирается на возвышения в роли гнома в “Белоснежке”!

В  карьере Александра был очень интересный опыт исполнения в оригинальном варианте известнейших номеров из оперы “Волшебная флейта” в спектакле “Это ты... Моцарт?”. Актер выступал в роли Папагено. Ему удалось “вытянуть” вокал благодаря работе с преподавателем — солистом оперного театра, хотя раньше Александр Петрович этому не учился. Однако он всегда обладал хорошим слухом и даже считает, что мог бы стать певцом в опере или оперетте, если бы в детстве его отдали в музыкальную школу.

Однажды Александр Васько решился и на киноэксперимент: снялся в многосерийном телевизионном фильме “Проклятый уютный дом” режиссера Владимира Орлова в роли ксендза, но, как он объясняет, только потому, что лента посвящена истории Беларуси. Когда позже Александру предлагали сниматься в фильмах типа “Возвращение Мухтара”, он сразу отказывался. И, вообще однозначно считает себя театральным артистом, а не киношным.

Интересно, что сначала Александр Васько собирался поступать на драматическое отделение театрального института, а на кукольное подал документы по совету друга Виктора Манаева, уже работавшего в театре кукол. Судьба так распорядилась, что потом Виктор попал в Купаловский театр, стал народным артистом, а Александр, как он говорит, на 38 лет спрятался за ширму. Но об этом совершенно не жалеет.

Спектакль “Волк и семеро козлят”.

— В кукольном театре — особая атмосфера, дружелюбная, доброжелательная, — говорит он. — На мой взгляд, здесь меньше интриг, чем в драматических театрах. Ведь делить нам нечего, разве что — более тяжелая или более легкая кукла тебе достанется. Звезд у нас нет. Ролей всегда хватает, если ты не главный герой, можешь подавать какую-нибудь палочку.

Еще один плюс кукольного театра, по мнению Александра Васько, — его мобильность. Вся труппа, обслуга и реквизит помещаются в одном автобусе с прицепом, тогда как драматическому театру для перемещений нужно заказывать несколько фур. Благодаря этому Александр Петрович побывал на фестивалях и гастролях во многих странах. Не остается в стороне и во время проводимых в Минске Международных фестивалей театров кукол — с 2008 года является их ведущим. Эту миссию ему доверили во многом из-за того, что актер прекрасно владеет белорусским языком.

На вопрос, реализовался ли он в жизни, Александр Васько затрудняется ответить и говорит:

— Я всегда старался быть искренним в профессии, открытым людям, не делать никому зла, подлости, никого не подводить. Считаю, что в основном мне это удалось. А все остальное будут решать на небесах...

Наталья КОНСТАНТИНОВА.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter