Неизвестные подробности встреч глав государств на брестском вокзале

Все дороги ведут через Брест

Ворота страны, исторический замок, роскошный дворец — ассоциаций для брестского вокзала придумано немало. Почти полтора столетия не прошли бесследно: здание меняло внешний облик, но оставалось таким же важным в самые разные эпохи.


28 мая 1886 года церемонию открытия вокзала посетила императорская семья Александра III.

Невиданная роскошь


— О нашем вокзале можно говорить два дня с перерывом на обед и даже не поспать, — у центрального входа меня встречает Савва Тихонович Шпудейко. В прошлом приемосдатчик и помощник начальника вокзала, вот уже сорок семь лет он связан с этим необычным местом. В свои семьдесят девять Савва Тихонович не останавливается: занимается музеем и продолжает принимать экскурсантов.

Ступеньки, по которым мы поднимаемся на пути к залу ожидания, — те самые, по которым 130 лет назад, в день открытия нового вокзала, шел российский император Александр III с супругой Марией Федоровной и наследником, будущим последним царем. Строительство грандиозного здания, как и прокладку Полесских железных дорог, начал его предшественник, Александр II. Но окончить масштабную стройку ему было не суждено: погиб во время покушения, за пять лет до открытия самого роскошного в империи вокзала.

Под аркой главного входа экскурсовод добавляет, что равных этому зданию не было на всех имперских железных дорогах. Оно строилось как ворота страны, отсюда и столько роскоши, мощи. Установлено сооружение на массивном основании, иначе зал ожидания не выстоял бы под собственным весом. Площадь подвалов здесь такая, что если их вытянуть в длину, то расстояние будет равно протяженности путей от Бреста-Центрального до Бреста-Восточного.

На главном фасаде еще угадывается былая организация пространства. Центральный вход предназначался для богатой знати и пассажиров первого класса. Слева был выход к поездам Южной железной дороги, справа — московского направления. Здание окружали четыре башни, которые обеспечивали водой сам вокзал и паровозы. Что интересно, всего через два года после открытия станцию оборудовали и электрическим освещением. Энергию вырабатывали три динамо-машины, которые освещали помещения и перроны.

Правда, судьба распорядилась так, что в изначальном виде “замок” просуществовал до Первой мировой. В документах говорится, что 60 процентов здания было разрушено — по сути, от него остались только стены. Причем уничтожили вокзал царские войска: такова была военная доктрина “выжженной земли” в то время — вокзал не должен достаться врагу.

— Над реконструкцией работали уже польские архитекторы. Через восемь лет после подписания Рижского мира строение обрело уникальный вид в польском “народном” стиле с элементами барокко: появились витражи, крыши стали черепичными. Но когда в тридцать девятом поляки уходили, они забрали все: паровозы, вагоны, даже рельсы! Сын Льва Елина, который возрождал железную дорогу в Бресте, писал в своей книге, что они с отцом даже ездили в Тересполь, чтобы забрать вывезенное, — говорит хранитель музея.


В 1984-м на брестском вокзале целую неделю готовились к приезду Ким Ир Сена.

Крепче крепости


Контраст между залом ожидания, недавно реконструированным, и вокзальными подвалами разительный. Вверху людская суета и объявления о прибытии поездов. Внизу вакуум, ни звука, ни движения. Воздух влажный и спертый, низко нависают потолки. Вокруг та самая мощь, о которой говорил мой провожатый, — широкие колонны из красного кирпича, массивный фундамент из булыжников уходит в землю на четыре метра. 22 июня 1941 года этот подвал стал каменной ловушкой для 41 красноармейца.

В тишине подземелья Савва Тихонович рассказывает, что в тот день на вокзале никто не думал о войне. Тогда в зале ожидания было примерно сто человек — гражданские и военнослужащие. Работали ресторан и буфеты, прибывали и отправлялись поезда. Мирная жизнь продолжалась, пока на вокзале не послышался вой самолетов. На улице солдаты увидели: западная сторона неба горит вспышками, а вокруг все грохочет залпами артиллерии.

Начальник линейного отделения милиции Андрей Воробьев тогда распорядился отправить поездом на Москву всех женщин и детей. Савва Шпудейко задумывается: начальники ведь могли посадить свои семьи и уехать с ними первыми поездами. Но остались и сдерживали наступление до середины следующего дня. Когда оставаться в здании стало невозможно, военнослужащие и железнодорожники укрылись в подвалах.

Немецкий диверсант Отто Скорцени в своей книге вспоминает, как поразила его стойкость “гарнизона” в подвалах брестского вокзала. Немцы испробовали весь арсенал: бросали гранаты, взрывчатку и дымовые шашки, призывали сдаваться через громкоговорители. Но “вытравить” бойцов из подвалов долго не удавалось.

— Сам вокзал немцы в 1941-м не разрушали. А вот при отступлении его заминировали. Все хотели пустить на воздух. Разминировали наши его две недели — никого и близко не подпускали, — вздыхает Савва Тихонович.

Иосиф Сталин, кстати, тут проезжал, направляясь в Потсдам на конференцию. Тогда он и обратил внимание на обстрелянное здание.

Несмотря на разруху послевоенного времени, он приказал построить вокзал, который будет гордостью советского государства. Восстанавливали здание долго. К 1957 году брестский вокзал окончательно обрел новые черты в стиле сталинского ампира, в таком виде встречает гостей и по сей день.

Удалось доказать, что в 1900 году Владимир Ленин выехал в Цюрих именно через Брест, а не через Гродно или Вильно. Документы об этом нашли в московском Институте марксизма-ленинизма

Драники для Брежнева


Многие события, запечатленные на фото местного музея, знакомы Савве Тихоновичу не понаслышке. Он участвовал в организации встреч первых лиц — Леонида Брежнева, Ким Ир Сена:

— Брежневу дети подарили цветы. А он, слышу, коменданту поезда говорит: угостите их. Вынесли им шесть коробок. Огромные! Потом встретился с Машеровым и говорит: а драники будут?

А в 1984-м на брестском вокзале целую неделю готовились к приезду Ким Ир Сена, руководителя КНДР. Хранитель музея говорит, что тогда коллективу вокзала дали поручение подготовить приветственный лозунг на корейском и русском языках. Но произошел казус: за день до прибытия команда далекого гостя заметила в корейском тексте ошибку и потребовала за ночь стенд переписать. Конечно, к утру все было готово:

— Прибыла иностранная делегация в шести бронированных вагонах. На перестановке их просто не смогли поднять — пришлось привлекать дополнительные устройства. В городской резиденции охрана осмотрела еду и мебель — все это вынесли и заменили продуктами и вещами из поезда. Даже корейские проводники отказались есть в нашем ресторане и в гостинице.

В ТЕМУ


Буквально два года назад, накануне чемпионата мира по хоккею, здания комплекса капитально отремонтировали. Открылась обновленная Варшавская сторона со стеклянными навесами, строители реконструировали пассажирский павильон и зал ожидания. Теперь здесь стоят лавочки в стиле XIX столетия и работает пол с подогревом. Ресторан, кафе, автоматы по продаже билетов, аптека, банк, автоматическая камера хранения — все это сделано для того, чтобы 11 тысяч пассажиров, каждый день проезжающие через Брест, могли провести время с комфортом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter