Все, что горит…

Спиртовые скандалы не новость для Беларуси. Новые проверки КГК показали, что оборот непищевой спиртосодержащей продукции в стране по-прежнему далек от совершенства

Рынок  непищевой  алкогольной  продукции  требует  контроля

Спиртовые скандалы не новость для Беларуси. Проведенная еще в 2003 году Комитетом госконтроля проверка предприятий, которые производят и перерабатывают технический спирт, закончилась громкими судебными процессами. Новые проверки показали, что оборот непищевой спиртосодержащей продукции в стране по-прежнему далек от совершенства. Все бы ничего, да стеклоомыватели и другие спиртосодержащие жидкости «в моде» у людей, злоупотребляющих алкоголем. К сожалению, слово «спирт» для них обычно является «сигнальным», а вот определение «какой»— обычно выясняется уже после отравления. В таких обстоятельствах вопросы дополнительного контроля за рынком становятся в ряд одних из самых актуальных. 

Еще три года назад, по мнению Комитета госконтроля, на рынке непищевой спиртосодержащей продукции доля лжепредпринимательских структур занимала не менее  70 %. Именно эти компании в основном покупали, перерабатывали и реализовывали технический спирт. Вину за рыночный «беспредел» КГК тогда возложил на концерн «Белбиофарм». Как считали контролеры, эта организация была неразборчива при выдаче лицензий на право «присосаться», например, к такому монстру-производителю, как БРУП «Гидролизный завод». По подсчетам специалистов, предприятие в среднем отгружало сомнительным предпринимателям 65—70 % своей продукции, в то время как государственная квота осваивалась лишь на 5—10 %. Фактически концерн «Белбиофарм» был объявлен пособником теневого спиртового бизнеса в стране. Нередки были случаи, когда, например, под видом лекарственного препарата «Оптисепт» спирт незаконно продавался целыми цистернами. Поэтому нет ничего удивительного, что по итогам проверки Комитета госконтроля Департамент финансовых расследований и прокуратура возбудили более 70 уголовных дел. 

Вышедший в сентябре 2005 года президентский Декрет № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» достаточно жестко структурировал алкогольный рынок. Причем основные положения Декрета коснулись не только пищевого сегмента — документ ввел запрет на оборот непищевой спиртосодержащей продукции и непищевых продуктов с объемной долей этилового спирта более 80 %. Разработчики документа посчитали, что это затруднит вовлечение в теневой оборот этилового спирта, отпускаемого на производство непищевой спиртосодержащей продукции. Хотя, как показала комплексная проверка, проведенная в текущем году  Комитетом госконтроля совместно с Министерством по налогам и сборам, Минэкономики, Госстандартом и другими организациями, не все лазейки в законодательстве устранены. 

Из проверенных 111 субъектов, занятых в сфере производства и оборота непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, нарушения были установлены у 110. И столь большой процент попаданий весьма смутил контролеров. Львиная доля — 60 субъектов хозяйствования были уличены в несоблюдении требований законодательства, регулирующего вопросы технического нормирования и стандартизации, качества и безопасности, 40 — в нарушении правил розничной торговли. Кроме того, у 20 организаций были обнаружены нестыковки в уплате налогов, а 16 — нарушили требования нормативных правовых актов, регулирующих производство и оборот спиртосодержащей продукции. 

«Из материалов проверки следует, что отдельные направления оборота непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта требуют корректировки или регулирования на государственном уровне, — говорит начальник управления контроля за обращением подакцизных товаров и реализацией конфискованного имущества Комитета госконтроля Елена Масурновская. — По-прежнему квоты на производство непищевого этилового спирта устанавливаются без достаточного экономического обоснования и учета потребности в данной продукции организаций республики». К примеру, в стране на сегодняшний день утверждена квота на производство 910 тыс. дал непищевого этилового спирта, однако эти объемы, как минимум, в два раза превышают запросы отечественных потребителей. В итоге на начало октября 2007 года единственным белорусским производителем этиленов — БРУП «Гидролизный завод» — квота была освоена только на 35 % (315 тыс. дал). 

Проверки показали, что в сферу импорта непищевой спиртосодержащей продукции сегодня вовлечено множество компаний, которыми ввозятся совсем  незначительные объемы продукции. По данным МНС, в январе—сентябре 2007 года 62 субъектами предпринимательской деятельности в республику было ввезено 111,4 тыс. дал непищевой спиртовой продукции. При этом 65% (71,8 тыс. дал) было импортировано только 5 организациями, остальная же часть (39,5 тыс. дал) ввозилась 57 субъектами. Контролеры утверждают, что, как правило, эти организации не имеют соответствующих мест хранения спиртосодержащей продукции, а сама она реализуется без документов, удостоверяющих качество и безопасность. Например, у индивидуальных предпринимателей и нескольких вновь образованных ЧУП, работающих на территории Брестской области, 86 % выставленной на реализацию продукции не соответствовало требованиям технормирования и санитарным правилам. Проще говоря, на этикетках отсутствовала какая-либо информация о месте и дате изготовления, сроке годности продукции, условиях хранения и, самое главное, химическом составе. 

По результатам проверки к субъектам предпринимательской деятельности применены административные взыскания на сумму 1425,2 млн. руб., доначислено налогов и сборов на сумму 213,2 млн. руб., привлечено к административной ответственности 107 человек, штрафы для которых составили 170,5 млн. руб. 

Основная проблема белорусского рынка алкогольной продукции заключается в том, что в стране производство и поставки спирта, по данным экспертов, значительно превышают потребности рынка и промышленности, что приводит к незаконному его обороту. По результатам проверок Комитет госконтроля уже подготовил пакет документов и передал их на рассмотрение в Совет Министров. Основным положением, способным оказать влияние на регулирование рынка, специалисты признают необходимость введения  дополнительной маркировки непищевой спиртосодержащей продукции, а также необходимость организовать торговлю ею через систему контролируемых стационарных торговых объектов. Кроме того, Комитет госконтроля заостряет внимание на необходимости  пересмотра квот на производство непищевого  этилового спирта с учетом внутренних потребностей страны и ее экспортных возможностей. С этой целью Совмину рекомендовано изучить целесообразность госрегулировния производства и поставок в страну непищевой спиртосодержащей продукции, а также проработать вопросы сокращения количества импортеров, вплоть до создания института специмпортера. 

------------------------------------

Череп  и  кости 

Повышение акцизных ставок на этиловые спирты в России привело к переходу местных производителей непищевой спиртосодержащей продукции на использование изопропилового спирта. Однако высокая цена нелучшим образом сказывается на доходности производства. Поэтому самые безответственные производители стали добавлять в такие популярные продукты, как, например, автомобильные стеклоомыватели, дешевый спирт совсем иных химических свойств — метиловый. В народе его прозвали древесным. Точно так же, как и его этиловые и изопропиловые «собратья» он представляет собой прозрачную жидкость с характерным запахом, но в отличие от них — ядовит. Выпитая доза в 5—10 граммов метанола приводит к тяжелому отравлению, а более 30 граммов — к смерти. При этом отравление может быть вызвано даже парами метилового спирта. 

Несмотря на то, что с августа 2002 года на территории Беларуси запрещены производство, ввоз и реализация низкозамерзающих стеклоомывающих жидкостей, содержащих метанол (согласно постановлению Главного госсанврача Беларуси от 30 июля 2002 года № 52), подобные омыватели без проблем можно найти на любом рынке.

В результате исследований, проведенных лабораторией БРУП «Гидролизный завод», выяснилось, что в числе, как минимум, 7 тестируемых наименований стеклоомывателей российского производства доля метилового спирта составляет от 0,16 % до 37,3 %. При этом на этикетках имеется надпись «не содержит метанола».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter