Все четыре колеса

Министр транспорта и коммуникаций, депутат Палаты представителей Михаил Боровой провел по телефону "прямую линию".
Министр транспорта и коммуникаций, депутат Палаты представителей Михаил Боровой провел по телефону "прямую линию".

Частных легковушек все больше, но роль общественного транспорта не уменьшается. Скорее, напротив, ведь темп жизни растет - будь то город или село. Растут и требования к качеству транспортных услуг: люди не хотят тратить время в ожидании на остановках, трястись в переполненных автобусах. Честно говоря, думалось, что эти проблемы будут доминировать среди вопросов "прямой линии". Однако проворнее рядовых пассажиров оказались руководители и владельцы частных автотранспортных фирм - именно они задавали большинство вопросов. Что вполне понятно. Частный бизнес занимает все более заметную долю в перевозках, а его представители по определению люди энергичные и предприимчивые. Их интересовали в первую очередь условия объединения индивидуальных предпринимателей в транспортные фирмы, возможности получения разрешения на международные автоперевозки и многое другое. Все это важно, но, думается, в деталях интересно лишь специалистам. Поэтому остановимся на главном - принципиальной позиции министра по поднятым проблемам: "Мы будем с вами работать, но в рамках закона". Михаил Боровой, в частности, рассказал о том, что Минтранс заканчивает разработку концептуальной схемы развития отрасли. Это предусматривает более жесткий государственный контроль за работой частных предприятий. Например, лицензии теперь будет выдавать только министерство, и ситуации, когда этот документ предприниматель получал в одном районе, а "сливки" снимал на бойком маршруте в соседнем, не должны повторяться. "В стране 250 свободных маршрутов - приходите и работайте", - отметил Михаил Иванович.

Звонившие пассажиры были в основном не удовлетворены тем, как пролегает тот или иной маршрут, частотой движения автотранспорта, а порой и качеством работы водителя. К примеру, Мария Цуканова из Минска посетовала, что зачастую автобус останавливается за метр от тротуара, для пожилых - это проблема. Присутствовавший на "прямой линии" начальник производственного управления транспорта и связи Мингорисполкома Владимир Сосновский, которому Михаил Боровой дал слово, пообещал разобраться. Что же касается нерегулярности движения автобусов, то одна из причин, по его словам, - в чрезмерном старении автопарка. Только в Минске около 500 машин исчерпали ресурс. А по стране, как отметил Михаил Боровой, изношено три четверти автобусов. Обновляется же в год не более 5 - 7 процентов.

В связи с этим, думается, небезынтересен вопрос, присланный нашим читателем из Могилева Иваном Некрашевичем: не лучше ли закупить бывшие в употреблении немецкие автобусы, которые дешевле наших новых? Как ответил Михаил Боровой, такие покупки за бюджетный счет запрещены постановлением Совета Министров. Что понятно: надо поддерживать свои предприятия. Вводится приобретение отечественных автобусов по лизингу, и первые десятки машин уже закуплены таким образом.

Многих, судя по редакционной почте, заинтересует и вопрос минчанина Николая Люцко: почему автомобили старше 10 лет техосмотр должны проходить ежегодно?

- Такое решение соответствует закону о дорожном движении, принятому в прошлом году, - отвечает Михаил Боровой. - Оно вызвано естественными причинами - старением автомобиля. Теперь техосмотр будет осуществляться по-новому: предприятиями, аккредитованными в Минтрансе, на специальном оборудовании при минимальном участии человека. Вердикт будет выносить электроника. За ГАИ останется лишь сверка документов и номеров да отметка в техпаспорте. В этом году будут работать около 20 диагностических станций. Причем техосмотр можно будет пройти на любой из них, независимо от места жительства.

Волновал белорусских автолюбителей и вопрос, будет ли введена плата за проезд по трассе Брест - граница России и предполагаются ли льготы пенсионерам? "А зачем? - вопросом на вопрос отвечает Михаил Боровой. - Пока плата не предусматривается". Наверняка от лица многих мог бы задать свой вопрос Петр Ермолинский: сохранена ли льгота инвалидам I и II групп при проезде в скоростном автобусе? Владимир Сосновский ответил утвердительно: этой категорией пассажиров проезд оплачивается в половинном размере. Однако в целом ситуация со льготами, развил эту мысль Михаил Боровой, не столь однозначна. Не может автобус быть местом для социальных услуг. Вместо этого должна осуществляться адресная поддержка тех, кто в ней действительно нуждается. А так ведь что получается? Немалая часть населения, не имея перед государством реальных заслуг, тем не менее смотрит на него как на дойную корову. В подтверждение приведем поступивший по "прямой линии" звонок молодой работницы железной дороги (условно назовем ее Татьяной). Она чуть ли не потребовала, чтобы и ей был предоставлен льготный проезд на автобусе. Мол, ведь мы тоже - транспортные работники.

"Прямая линия" шла два часа, за это время министр ответил примерно на 90 вопросов. Однако не все успели позвонить. Об этом свидетельствует обращение в редакцию "СБ" жительницы одного из отдаленных райцентров, которая честно призналась, что не может понять: почему у них в выходные дни те же самые государственные автобусы по тем же самым маршрутам курсируют за двойную плату? Признаюсь, я тоже не понимаю социального смысла этой ситуации. Надеемся, специалисты Минтранса прояснят ее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter