Все будет в ажуре

Корреспонденты «СОЮЗа» сели за ткацкий станок

Таких ажурных рушников и набожников сейчас почти не встретишь ни в сундуках у стариков, ни на иконах в деревенских домах. Лишь в краеведческих музеях. Да и то — единицы.

 


Хотя раньше в приграничном с Россией Городокском районе Витебщины эти непременные атрибуты большинства обрядов и праздников можно было найти едва ли не в каждой крестьянской хате. Только мастериц, выткавших их, уже давно нет в живых, а станки, на которых они были сделаны, успели поточить древесные жучки. Впрочем, традиции не потеряны и стали историко–культурным наследием Беларуси.


У городокских рушников есть прошлое, но есть и настоящее. Причем бережно собранные во время этнографических экспедиций аутентичные рушники послужили теми самыми образцами, благодаря которым удалось понять и перенять технологию, возродить народный промысел.


...Вместе с едва ли не единственной носительницей традиции Мариной Гущо правила местного ткачества пытаюсь освоить и я. Создание ажурных рушников — дело тончайшее! Сажусь за ткацкий станок и сразу же получаю первое замечание. С нитями мне велят обращаться словно с тончайшей фарфоровой чашкой. Того и гляди, порвутся... Марина Леонидовна тем временем рассказывает: весь процесс, даже если работать без передышки, занимает не менее месяца.


— О том, чтобы восстановить этот вид народного творчества, я даже не задумывалась. Мне просто нравилось ажурное ткачество. Своей легкостью, нежностью. Как правильно ткать, мне рассказала бывшая директор нашего краеведческого музея, которая общалась с мастерицами. Я, конечно, стараюсь ткать, как еще наши бабушки это делали. Брать определенное количество нитей, определенной толщины. Однако на наших станках порой это не так и просто. Скажем, чтобы создать иллюзию подобности, где–то приходится брать не 4 нити, а шесть. А так... Нужно выткать семь рядов — значит, тку семь. Должен получиться квадрат — значит, делаю квадрат, а не прямоугольник. Зачем придумывать что–то новое, если коллекция настолько богата узорами? Бери — и восстанавливай.


И действительно, городокские мастерицы особых правил не придерживались никогда. Каждая хотела выделиться. Даже зазубринки на, казалось бы, одинаковых узорах у них выходили разные. Поэтому неудивительно, что в местном музее я не встретил ни одного похожего друг на друга рушника. Впрочем, это только обывателю так кажется. На самом же деле определенные характерные особенности этнографы выделили уже давно.


— Скажем, городокские рушники невозможно перепутать с теми, которые ткали на Полесье. У наших — тона приглушенные. Узоры — зимние. А на юге — напротив — буйство цветов и красок. Вот и рушники у них выходят яркими, — рассказывают мне во время экскурсии в Городокском районном краеведческом музее.


— Мастерицы шиковали не столько орнаментом, сколько фактурным полотном и другими характерными детальками и приемами. Вышивкой, кружевами по краям.


Главная же особенность местных рушников — сетка. Марина Гущо показывает мне, за счет чего можно выткать подобные просветы.


— Обязательное условие: две нитки должны входить в один зуб. Они перекручиваются. За счет этого не подходят вплотную друг к другу.


К слову, прозванный в народе «редчиком» рушник, в основе которого лежит редкая сетка, перебирающаяся с обыкновенным полотном, а затем дополненная вышивкой — высший пилотаж городокского ткачества. А в районном краеведческом музее замечаю рушник с мережкой. Его еще в восьмидесятые годы выкупили у Пелагеи Семеновны Янченко из деревни Борисенки за пятнадцать советских рублей. Мастера по ткачеству объясняют: такой эффект достигается благодаря использованию дополнительной планочки.


— Представляете, сколько сил нужно вложить, чтобы квадратики и ромбики были одинаковыми? Это очень трудоемкий процесс. Неудивительно, что подобным ткачеством сейчас никто не хочет заниматься. Я частенько думаю: как можно упростить вид этого ткачества. Похоже, никак, — рассуждает Марина Гущо.


При Доме фольклора Марина Леонидовна ведет кружок ткачества. В нем — только взрослые. Для детей слишком тяжелая работа...


— Если бы это было просто, таким ткачеством занимались бы во всех домах ремесел. И в Сенно было ажурное ткачество, и в Лиозно, и на Псковщине... Интерес есть. Но многие пробуют и понимают: этот труд не для них. Хотя есть и ученики способные. Например, моя ученица Татьяна Михайловна Боженкова заняла первое место на «Славянском базаре» в номинации «Дебют». А вообще, чтобы возродить ремесло, требуются особые условия. Ведь каждому нужно выделить по станку, места для них пока нет.


В инвентаре нематериального культурного наследия в описании традиции ажурного ткачества Городокского района есть пометка: «основная угроза существования традиции связана с тем, что льняные нити, с которых ткутся рушники, изготавливаются не самостоятельно, а покупаются на Оршанском комбинате». Марина Гущо поясняет: слишком уж неудобный лен материал. Хлопок — лучше. Более прочный. Да и качество льняных нитей было абсолютно другим, они не лохматились, как сейчас.


— Недавно услышала совет: льняные нити нужно покрыть желатином, а затем сразу расчесать. А бабушки–мастерицы рассказывали, что под станок они ставили горшок с углями. Тепло не давало нитям ворситься. Можно было бы и попробовать...


Думаю, что подобных экспериментов мастерица Марина Гущо проведет еще много. И благодаря ей о необыкновенной красоты ажурных рушниках узнают далеко за пределами Витебщины.


Кстати


В Списке нематериального культурного наследия Беларуси Городокский район также представлен масленичной обрядовой игрой «Похороны деда». В первый день Масленичной недели жители деревень Москаленяты и Долгополье хоронят мифологического деда–предка (Сидорку и Тимку), воплощенного в специально подготовленной антропоморфной кукле, которая имеет полярные характеристики — обжора, пьяница, гуляка и трудолюбивый человек, жизнелюб...


deu@sb.by

 

Советская Белоруссия №57 (24440). Четверг, 27 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter