Все беды из-за неграмотности…

Должна ли BelToll подстраиваться под нерадивых водителей?

Должна ли электронная система оплаты проезда по дорогам подстраиваться под нерадивых водителей?

Интернет бурлит «страшилками» про отечественную систему платных дорог. Мол, грабительская она, утверждают некоторые водители. В основном, конечно, те, которые совершили нарушения и получили счет на повышенную оплату. Что ж, остается им только посочувствовать. Цена «бесплатного проезда», действительно, достаточно высокая. За один рейс несколько тысяч евро реально «насобирать». Можно было бы грешить на отечественную систему взимания платы BelToll, если бы не одно большое «но». Беларусь далеко не первое государство, в котором проезд по трассам оплачивается в автоматическом режиме. Эта технология давно отработана в десятках европейских государств. Как и принцип наказания рублем за «безбилетный» проезд по платному шоссе.

И на электронное оборудование в этих странах жаловаться как-то не принято. Пожалел заплатить несколько центов за километр путешествия — готовься раскошелиться на несколько десятков или сотен евро. Почему же европейские подходы вызывают бурю эмоций в Беларуси? Наверное, сказывается тяга к консерватизму, а также любовь к «переходным периодам», когда новые правила вроде бы действуют, но никого за их нарушение не наказывают. Ведь большинство инсинуаций с системой BelToll возникает из-за невнимательности самих водителей и владельцев транспортных средств.

Менеджер по маркетингу и связям с общественностью компании-оператора системы BelToll ИООО «Капш Телематик Сервисиз» Сергей Бурый признает: нареканий и жалоб приходится слышать достаточно много. По крайней мере, так кажется. На самом деле система работает в штатном режиме, уже произведено более 1,5 млн. транзакций. И только по 1 % платежей возникли неувязки. Специалист признается: пару раз система BelToll давала сбои. Но основная причина — некорректное поведение автовладельцев. Например, плата за проезд по дорогам взимается с автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны. Некоторые путали понятия и за критерий ошибочно принимали грузоподъемность. Крупные джипы и пикапы, хотя и относятся к легковым транспортным средствам, но по своей массе также подпадают под оплату. И хотя перед запуском системы в эксплуатацию проводилась широкая разъяснительная работа, информация до всех водителей не дошла. Или они ее просто проигнорировали, надеясь на извечное славянское «авось».

По словам представителей «Капш Телематик Сервисиз», большая проблема подвигнуть водителей прочитать инструкцию по эксплуатации бортового устройства. С его помощью списываются средства со счета владельца автомобиля, когда он проезжает под специальными рамками на трассе. Бортовое устройство необходимо крепить на лобовое стекло. Так записано в памятке. Черным по белому, причем на двух языках — русском и английском. Но эту бумагу далеко не все читают. Куда только ни умудряются спрятать крохотный электронный аппарат: и под сиденье поглубже, и в мешок из фольги… С такими случаями приходилось сталкиваться. Но чаще всего сложности возникают у владельцев автомобилей с атермальными и металлизированными стеклами. Практически все производители в мире оставляют на них специальные «оконца» для установки электронных бортовых устройств. Правда, они не видны невооруженным глазом: их расположение производитель указывает в сопроводительной документации. Как поступать с «необычными» стеклами, также рассказано в памятке пользователя системы BelToll. Но ее же некоторые не читают! «Лепят» бортовой прибор куда попало, а электронная рамка его «не видит». И возникает нарушение, как говорится, на ровном месте.

Иные водители не обращают внимания на звуковые и световые сигналы, которые подает бортовое устройство. Аппарат «мозговитый»: если закончились деньги на счету или возникли какие-то неполадки, он сразу сигнализирует. Тогда инструкция предписывает притормозить на обочине и сообщить о проблемах оператору BelToll. Иначе также могут возникнуть неувязки.

Особенно много нарушений-происшествий происходило в первые дни работы системы. За сутки их фиксировалось до 1,3 тысячи. Сейчас почти в два раза меньше — около 600. Каждое проверяется минимум двумя операторами системы BelToll, как говорится, в ручном режиме. И если оба специалиста подтверждают нарушение, то передают соответствующие документы в Транспортную инспекцию Министерства транспорта и коммуникаций для «разбора полетов». Заместитель начальника этого ведомства Алексей Куцаев поведал, что уже составлено более 35 тысяч актов о нарушении порядка проезда по платным дорогам в отношении резидентов и 21 тысяча — нерезидентов Республики Беларусь. Сумма платы по повышенным тарифам составила около 4 млн. евро.

Конечно, далеко не все водители и владельцы транспорта согласны с решением инспекции. До 1 ноября поступило 3,6 тысячи претензий от нарушителей. После соответствующего изучения каждого заявления специалистами «Капш Телематик Сервисиз» дается соответствующее заключение. И в 80 % случаев технических сбоев или неполадок в работе системы обнаружено не было.

Сергей Бурый признался: когда проводили разъяснительную работу перед запуском в эксплуатацию BelToll, в первую очередь уделяли внимание просвещению профессиональных перевозчиков. По опыту других стран именно у них возникало больше всего проблем при переходе с «ручной» системы взимания платы на автоматическую. «Оказалось, с точностью до наоборот», — пожимает плечами Сергей Бурый. Перевозчики более ответственно подошли к вопросу, большинство изучили все документы. С частным транспортом оказалось несколько сложнее. Но ситуация постепенно стабилизируется. А к чемпионату мира по хоккею будут установлены еще дополнительные визуальные предупреждения и информационные щиты, касающиеся платных дорог.

Многих пользователей BelToll удивляет: почему Транспортная инспекция сразу не предупреждает о нарушении, еще при проезде без оплаты первой электронной рамки? Ведь с каждым последующим прохождением «ворот» сумма повышенной оплаты растет словно снежный ком. Не логично ли направить усилия на профилактику, а не на наказание? Тем более специально оборудованные автомобили Транспортной инспекции регулярно курсируют по платным трассам. Но останавливают почему-то только иностранцев. Алексей Куцаев объяснил: изначально система спроектирована таким образом, что контроль за резидентами осуществляется только в дистанционном режиме. Автомобили с иностранными номерами «вылавливают на ходу» по банальной причине: гражданин другой страны может выехать за пределы Беларуси и плату за проезд с него уже практически никак не возьмешь. Если, конечно, он снова не приедет в гости в республику. С местными владельцами транспортных средств по понятным причинам дело обстоит намного проще. 

--------------------------------------------

Перенимая опыт

Наши соседи тоже планируют в обозримом будущем освоить строительство платных дорог.

Правительство Украины изучает возможность строительства платных дорог. Об этом еще в августе сообщил премьер-министр этой страны Николай Азаров на своей странице в социальной сети «Facebook». «Хочу сообщить, что несколько таких проектов мы уже рассматривали в рабочем порядке. Поэтому в ближайшем будущем такие дороги начнут строить и у нас», — заявил политик.

В этом смысле украинцам полезен белорусский опыт. Коммерческая эксплуатация дорог позволит получить дополнительные финансовые ресурсы на ремонт действующих дорог и строительство новых. Правительство пытается привлечь бизнес для строительства магистралей. Первым шагом в этом направлении стало утверждение Кабмином технико-экономического обоснования строительства и коммерческой эксплуатации окружной дороги вокруг Киева. Строительство дорог на условиях концессии намерены начать с 2014 года. Кроме того, набирает обороты и реформа дорожной отрасли, в рамках которой предлагается передать большинство дорог на содержание местной власти и организовать платное пользование дорогами для перегруженных автомобилей.

По подсчетам чиновников, на приведение в порядок трасс ежегодно в течение 10 лет необходимо вкладывать около $ 5 млрд., но эта сумма неподъемна для украинского бюджета. Так что платным дорогам, похоже, быть. Предполагаемые суммы для проезда уже озвучены: около 5 центов — для легковых автомобилей и 12,5 цента — для грузовых.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter