Белорусский театр если и умрет, то от скромности

Врожденный порок

Наш зритель в большинстве своем робок, застенчив. И в то же время из-за какой-то своей врожденной застенчивости готов башлять баснословные деньги за искусство, пронизанное пафосом, но не открывающее никаких новых горизонтов. Хорошо отношусь к прекрасному празднику — международному фестивалю Юрия Башмета, считаю его важным музыкальным событием. Однако концерт открытия этого года — авторская версия “Евгения Онегина” — по-моему, все-таки не прозвучал во всю мощь.


Спектакль “Интервью с ведьмами” расколол театральный бомонд.

Вместо по-настоящему авторского взгляда была показана концертная версия оперы Чайковского в сокращенном варианте. Хотя нашлось место и хору, и сценам бала. Константин Хабенский — хороший чтец, кто бы в этом сомневался, но от звезды Московского художественного театра ждешь чегото большего, чем грамотной декламации. Тем не менее гости фестиваля приняли программу тепло и единодушно. Жаль, что такого единодушия не встретишь на показе какогонибудь белорусского спектакля. Словно бы ждем отмашки: хорошо это или плохо?

Сейчас в Минске проходит большой театральный фестиваль “Теарт”. Вместе с лучшими постановками других европейских стран показываются и белорусские спектакли, которые выбрали организаторы. И знаете, наш продукт ничуть не хуже. Если подытожить, оказывается, за последнее время у нас появилось много оригинальных работ. Но кто об этом знает, кроме десятка заинтересованных лиц? Для простого обывателя все нынешние победы и новые имена — темный лес. Необходимы новые формы пиара и информационного просветительства, иначе — замкнутый круг без перспектив. Снова воронка и мертвая петля, как ни назови.

Многих удивил молодой режиссер Евгений Корняг своим крайне экстравагантным спектаклем “Интервью с ведьмами”, решенным в стилистике “черной комедии”. Со времен “Кровавой Мери” Александра Гарцуева “черной комедии” на нашей сцене не появлялось. И что же? Читаю душераздирающий “крик о помощи” на одном из форумов: подскажите, где и когда можно увидеть этот спектакль вне “Теарта”? Вопрос задает, в общемто, продвинутый журналист. Ему даже невдомек, что “Интервью с ведьмами” — репертуарный спектакль Белорусского государственного театра кукол. И увидеть его можно именно там. Дремучесть, невежество и совершенное равнодушие к интеллектуальному продукту made in Belarus.

Сколько выдумки и азарта в спектакле “Самозванец” Алексея Лелявского, который он поставил в Брестском театре кукол! Это одна из последних прижизненных работ замечательного театрального художника Валерия Рачковского. Актер Владимир Тевосян достигает там невероятных высот гротеска. А как лихо и свежо Лелявский поставил мольеровского “Тартюфа” уже в родных стенах?

Продолжает многих похорошему раздражать спектакль Белорусского государственного молодежного театра “Чехов. Комедия. Чайка”, поставленный Искандером Сакаевым. Говорят, даже на фестивальном показе половина зала во время антракта покинула свои места. Это хорошо — лишнее доказательство, что спектакль живой, не теряет формы. А тем, кто ошибся с выбором, стоит обратить внимание на комедийные премьеры Молодежного театра — “Застигнутые врасплох любовью” и “Новый роман моего мужа”. Там как раз все понятно, никаких двусмысленностей и недомолвок.

Театр Вячеслава Иноземцева “ИнЖест” постановкой “Доступ к телу” снова доказал, что не собирается отступать от своих художественных принципов. Пластический театр в Беларуси по-прежнему интересен и своеобразен. Самое удивительное, что какимто чудесным образом Иноземцеву, который говорит всегда об одном и том же, удается избежать повторов.

Есть шанс, что “Теарт-2015” для когото из наших экспериментаторов станет прорывным. По приглашению дирекции фестиваля с некоторыми спектаклями белорусской программы ознакомится вицемэр Авиньона Жак Монтеньяк. В Авиньоне проходит один из самых популярных театральных фестивалей. Стоит признать, что долгие годы авиньонский форум обходил стороной и российский театр. Впервые за долгие годы на прошлом фестивале показали спектакль “Гогольцентра” “Идиоты” — переложение фильма датского режиссера Ларса фон Триера на театральный язык.

У нас есть свое органичное лицо. Остались мастера тонкой психологической школы, которые свято чтят театральные традиции, и это хорошо. Но при способности к диалогу с режиссерами новой формации, как в случае со спектаклем в Молодежном театре, получается понастоящему взрывная смесь.

К  сожалению, в белорусской программе “Теарта2015” нет спектаклей двух главных минских театров. Они сосредоточены на своих проектах и амбициях. Время покажет, временное это расхождение или принципиальное. На мой взгляд, недавняя “Чайка” Николая Пинигина — вполне европейское прочтение материала. Не надо в фестивальной горячке и перехваливать театральный андеграунд. Этот уклон, кстати, сегодня очень заметен. В андеграунде есть свои открытия, но много и вторичного подражательства, игры в провокацию. Верю в гармоническое соединение двух начал — крепкой школы и свежести мысли.

pepel@sb.by



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter