Наш зритель в большинстве своем робок, застенчив. И в то же время из-за какой-то своей врожденной застенчивости готов башлять баснословные деньги за искусство, пронизанное пафосом, но не открывающее никаких новых горизонтов. Хорошо отношусь к прекрасному празднику — международному фестивалю Юрия Башмета, считаю его важным музыкальным событием. Однако концерт открытия этого года — авторская версия “Евгения Онегина” — по-моему, все-таки не прозвучал во всю мощь.
Вместо по-настоящему авторского взгляда была показана концертная версия оперы Чайковского в сокращенном варианте. Хотя нашлось место и хору, и сценам бала. Константин Хабенский — хороший чтец, кто бы в этом сомневался, но от звезды Московского художественного театра ждешь чегото большего, чем грамотной декламации. Тем не менее гости фестиваля приняли программу тепло и единодушно. Жаль, что такого единодушия не встретишь на показе какогонибудь белорусского спектакля. Словно бы ждем отмашки: хорошо это или плохо?
Сейчас в Минске проходит большой театральный фестиваль “Теарт”. Вместе с лучшими постановками других европейских стран показываются и белорусские спектакли, которые выбрали организаторы. И знаете, наш продукт ничуть не хуже. Если подытожить, оказывается, за последнее время у нас появилось много оригинальных работ. Но кто об этом знает, кроме десятка заинтересованных лиц? Для простого обывателя все нынешние победы и новые имена — темный лес. Необходимы новые формы пиара и информационного просветительства, иначе — замкнутый круг без перспектив. Снова воронка и мертвая петля, как ни назови.
Многих удивил молодой режиссер Евгений Корняг своим крайне экстравагантным спектаклем “Интервью с ведьмами”, решенным в стилистике “черной комедии”. Со времен “Кровавой Мери” Александра Гарцуева “черной комедии” на нашей сцене не появлялось. И что же? Читаю душераздирающий “крик о помощи” на одном из форумов: подскажите, где и когда можно увидеть этот спектакль вне “Теарта”? Вопрос задает, в общемто, продвинутый журналист. Ему даже невдомек, что “Интервью с ведьмами” — репертуарный спектакль Белорусского государственного театра кукол. И увидеть его можно именно там. Дремучесть, невежество и совершенное равнодушие к интеллектуальному продукту made in Belarus.
Сколько выдумки и азарта в спектакле “Самозванец” Алексея Лелявского, который он поставил в Брестском театре кукол! Это одна из последних прижизненных работ замечательного театрального художника Валерия Рачковского. Актер Владимир Тевосян достигает там невероятных высот гротеска. А как лихо и свежо Лелявский поставил мольеровского “Тартюфа” уже в родных стенах?
Продолжает многих похорошему раздражать спектакль Белорусского государственного молодежного театра “Чехов. Комедия. Чайка”, поставленный Искандером Сакаевым. Говорят, даже на фестивальном показе половина зала во время антракта покинула свои места. Это хорошо — лишнее доказательство, что спектакль живой, не теряет формы. А тем, кто ошибся с выбором, стоит обратить внимание на комедийные премьеры Молодежного театра — “Застигнутые врасплох любовью” и “Новый роман моего мужа”. Там как раз все понятно, никаких двусмысленностей и недомолвок.
Театр Вячеслава Иноземцева “ИнЖест” постановкой “Доступ к телу” снова доказал, что не собирается отступать от своих художественных принципов. Пластический театр в Беларуси по-прежнему интересен и своеобразен. Самое удивительное, что какимто чудесным образом Иноземцеву, который говорит всегда об одном и том же, удается избежать повторов.
Есть шанс, что “Теарт-2015” для когото из наших экспериментаторов станет прорывным. По приглашению дирекции фестиваля с некоторыми спектаклями белорусской программы ознакомится вицемэр Авиньона Жак Монтеньяк. В Авиньоне проходит один из самых популярных театральных фестивалей. Стоит признать, что долгие годы авиньонский форум обходил стороной и российский театр. Впервые за долгие годы на прошлом фестивале показали спектакль “Гогольцентра” “Идиоты” — переложение фильма датского режиссера Ларса фон Триера на театральный язык.
У нас есть свое органичное лицо. Остались мастера тонкой психологической школы, которые свято чтят театральные традиции, и это хорошо. Но при способности к диалогу с режиссерами новой формации, как в случае со спектаклем в Молодежном театре, получается понастоящему взрывная смесь.
К сожалению, в белорусской программе “Теарта2015” нет спектаклей двух главных минских театров. Они сосредоточены на своих проектах и амбициях. Время покажет, временное это расхождение или принципиальное. На мой взгляд, недавняя “Чайка” Николая Пинигина — вполне европейское прочтение материала. Не надо в фестивальной горячке и перехваливать театральный андеграунд. Этот уклон, кстати, сегодня очень заметен. В андеграунде есть свои открытия, но много и вторичного подражательства, игры в провокацию. Верю в гармоническое соединение двух начал — крепкой школы и свежести мысли.
pepel@sb.by