Время вундеркиндов? За историю всеобщего начального образования в Беларуси возраст первоклассников не раз менялся, в результате чего снизился с 8 до 6 лет.

Сядут ли за парты в обозримой перспективе пятилетние белорусы? И существует ли универсальный возраст начала обучения?

Сядут ли за парты в обозримой перспективе пятилетние белорусы? И существует ли универсальный возраст начала обучения?

Так какой же возраст самый подходящий для начала обучения? И не поторопились ли создатели Кодекса об образовании установить его нижнюю границу на уровне 6 лет?
— Критерия, который однозначно увязал бы возраст с умом, быть не может, — считает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Владимир Зданович. — На мой взгляд, всякому овощу свое время. Для успешной учебы важны не только интеллектуальные задатки ребенка, но и физическая выносливость, психологическая готовность к систематическим занятиям. Шесть лет в большинстве случаев оптимальный возраст для первоклассника. Наши дети намного более развиты, чем первоклассники 20—30 лет назад. Они впитывают много информации еще в дошкольном возрасте. Но если комиссия приходит к выводу, что состояние здоровья не позволяет ребенку идти в школу шестилетним, он станет первоклассником позже.
Кодекс об образовании сразу дает отрицательный ответ родителям, желающим отвести в первый класс пятилетнее дитя. Исключение может быть сделано только для тех малышей, которым 6 лет исполнится в сентябре. Вообще-то Владимир Зданович сам пошел в школу шестилетним, причем сразу во второй класс, но в потенциал вундеркиндов он верит не очень.
— Я сам знаком с ситуациями, когда в трехлетнем возрасте ребенок демонстрирует уникальные способности. — Например, с ходу запоминает длинные стихи. Родители стараются эти качества развить, поэтому ведут ребенка в школу. На самом деле торопиться не нужно, проходит некоторое время, и их ребенок становится таким же, как все. Для детей трехлетнего возраста характерен всплеск определенных способностей.
По наблюдениям Владимира Здановича, большинство пятилетних первоклассников продолжают радовать своих родителей и во втором-третьем классе, но, став постарше, начинают отставать от одноклассников. Им не хватает физической выносливости, ведь нагрузки и степень ответственности резко возрастают. В старших классах результаты “ранних” учеников далеко не самые лучшие.
Кстати, вступающий в силу 1 сентября 2011 года Кодекс об образовании определяет и минимальный возраст начала дошкольного образования — 2 месяца.
— Не надо представлять, как двухмесячному малышу рассказывают таблицу умножения, — предупреждает Владимир Зданович. — Мы вкладываем в понятие “образование” более широкий смысл, чем усвоение учебных предметов. Ведь сидеть, ползать, ходить тоже надо научиться. Педагоги-психологи и патронажные сестры ждут женщин с детьми в “маминых школах” начиная с двухмесячного возраста. Есть уже предложение создавать по их подобию “папины школы”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter