Время: ток вместо двигателей внутреннего сгорания

К концу сентября будет готов первый белорусский электроскутер

Кроме электромобиля, который сейчас в стадии доработки, и электробусов, уже опробованных на городских маршрутах, нам необходимо развивать и другие виды электротранспорта, в том числе велосипеды, мотоциклы и скутеры. Их нужно как можно быстрее запускать в производство. Такое мнение прозвучало на недавнем совещании у Президента по развитию автомобилестроения. В том, что задел в этой сфере есть, своими глазами можно было убедиться чуть раньше на Республиканском испытательном полигоне в Липках. Где был презентован не только белорусский электрокар, но также мотор-колесо и электровелосипед на его основе - разработки приборостроительного завода "Оптрон" Национальной академии наук.


Генеральный директор завода «Оптрон» Николай Янкевич не сомневается в большом будущем разработок своего предприятия. Тем более что тут собираются освоить всю линейку индивидуального электротранспорта: электроскутеры, гироскутеры, гироборды, электросамокаты...

— Мы не изобретаем велосипед. Посмотрите на Европу, Азию — там ездят на электровелосипедах, электроскутерах. В перспективе они станут массовым видом городского транспорта. Европейские страны уже заявляют о запрете авто с двигателями внутреннего сгорания. Думаю, им будет вообще заказан въезд в город, — придется оставлять на стоянках, за городской чертой. На последнем Форуме регионов в Москве я уже видел электровелосипеды, припаркованные возле банков, ими пользуются клерки. Это разумный выбор в городе, где из центра до аэропорта мне пришлось ехать четыре часа — из–за пробок.


Да, популярность велосипедов с электрическим приводом (их называют также пауэрбайк, e–bike, pedelec), способным как частично, так и полностью заменить кручение педалей, стремительно растет. По дорогам Германии их ездит уже около 2,5 млн, в Китае — примерно 100 млн. Электробайки оценили и в такой традиционно велосипедной стране, как Нидерланды, — здесь их продажи растут быстрее, чем продажи обычных вариантов. Схожая картина в Чехии — в 2015 году там купили 30 тысяч «педелеков», на 15% больше, чем в предыдущий год. Причем вскоре там стали популярны электробайки местных производителей, вовремя уловивших тенденцию.

Как раз упор на местные реалии Николай Янкевич и считает главным достоинством белорусской разработки:

— Мы делаем электровелосипед, который адаптирован к нашим погодным и рельефным условиям. В нем свои алгоритмы разгона, торможения. Знаем, что нужно пользователю, и действуем в соответствии с нашими методиками и ГОСТами. В разработку вложены наши мозги, понимание нашего законодательства и нашего человека. Сейчас в Беларуси в основном торгуют китайскими комплектами, которые стоят от 400 до 600 долларов. Наш набор — мотор–колесо с батареей и аксессуарами будет стоить до 300 долларов. Купив его, обычный велосипед можно будет переоборудовать в электрический. Это несложно. Сейчас эксплуатируется около 1,5 млн велосипедов и 120 тысяч в год закупается. Это огромный парк, который можно дооснастить электроприводом. Конечно, будет возможность купить и уже готовый электровелосипед — цех по их производству планируем организовать именно на «Оптроне». При этом бренд «Аист» будет сохранен.

Фото Александра Кушнера

Предполагается, что серийное производство будет налажено к следующему велосезону и уже весной белорусский электробайк появится на улицах. Причем есть намерения производить целый каскад электротранспорта на базе мотор–колеса: для города, деревни, туризма, трехколесные варианты. Например, если повысить мощность мотор–колеса до 600 ватт (сейчас при питании 36 В она заявлена 350 ватт), транспорт сможет перевозить грузы, и его реально при помощи различных приставок приспособить для решения вопросов земледелия. Скажем, пахать электроплугом.

Мотор–колесо для велосипеда на «Оптроне» сделали буквально за месяц благодаря уже имеющимся собственным наработкам. По сути, это бесколлекторный двигатель на постоянных магнитах — электромашина, которая обладает самым большим крутящим моментом. Работает от батареи. Они могут быть как наши традиционные кислотные, обеспечивающие пробег от 20 км, так и литий–железо–фосфатные и литийионные — на них запас хода составляет до 80 километров. Пока их приходится закупать, однако в Академии наук уже идет работа над созданием собственных накопителей энергии. Трогаться с места электробайк может как исключительно за счет двигателя, так и при помощи педалей. При оснащении литийионной батареей он развивает скорость до 40 км/ч — весьма немалую для такого типа транспорта. Кстати, по российским нормам (у нас подобных еще нет) безопасной считается скорость до 25 км/ч, ведь более высокая при падении чревата серьезными травмами. Поэтому владельцам электробайков предложат защиту — шлем, налокотники и наколенники. К слову, Нидерланды, столкнувшиеся с тем, что быстроту е–байков полюбила молодежь, с начала года ограничили скорость их движения по велодорожкам до 24,1 км/ч.

Гендиректор «Оптрона» видит в электровелосипеде еще и интеллектуальную машину поправки здоровья. Устали крутить педали? Электропривод поможет уменьшить нагрузку, вплоть до того, что байк будет ехать вообще без усилий владельца. Нужно увеличить нагрузку — есть переход на режим рекуперации. Зимой машину можно установить в квартире и использовать как велотренажер.

Сейчас в работе у «Оптрона» электроскутер — разработка будет готова в конце сентября. Кроме того, предприятие участвует в международном консорциуме по созданию электромотоцикла.

КСТАТИ

Один из руководителей компании Xinri, крупнейшего производителя электробайков в Китае (1,6 млн штук только за прошлый год), в интервью изданию Time сформулировал причины растущей популярности таких машин: «Мотоциклы слишком опасны, автомобили слишком дорого стоят, общественный транспорт слишком тесен и неудобен, а крутить педали велосипеда слишком тяжело для ног».

ЦИФРЫ «СБ»

Мощность белорусского мотор–колеса при питании 36 В — 350 Вт, при питании 48 В — 500 Вт. Вес: 9 кг. Пробег: 36В 10А/час — 19 — 28 км, 36В 12А/час — 30 — 44 км, 48В 12А/час — 35 — 50 км. Максимальная скорость: при питании 36 В — 32 км/ч, при питании 48 В — 45 км/ч.

vasilishina@sb.by

Автор фото: Александр КУШНЕР
Версия для печати
Юрий, 32, Пинск
Ув. Редакция, а спросить у наших политиков и разработчиков электротранспорта: "где ездить этим велосипедам??" ПДД они изучили и реалии наших дорог?? Велодорожек практически нет (исключение минск и то по сравнению с западом их и в Минске нет). Бордюры по высоте пляшут от минусового отклонения к уровню асфальта и до +40 см. перекрестков уйма, каждый раз спешиваться и вести в руках.))) Нужно прорабатывать не только разработку и выпуск, но и остальные моменты, равняясь на запад и Китай изучите их правила и инфраструктуру, вынесите на рассмотрение изменение ПДД либо создавайте БОЛЬШЕ велодорожек, "ВЕЛОСВЕТОФОРОВ" и т.д.
Алексей, 36, Пинск
Юлия добрый день.
Рад что вы данную тему и дальше раскрываете.
Многие наши разработки электро (мобили, скутеры, вело) в некоторых моментах даже радуют.
Меня интересует еще такой момент. Как показано в других инет-ресурсах, что батареи для скутеров и велосипедов желательно переносные (портативные с запасной).
Тут уже подключается важный момент.
Он немного затронут и в сегодняшней статье (использование электровелосипеда как тренажера).
Можно ли данную портативную резервную батарею использовать на нужды внутри домового хозяйства.
В ночное время заряжать две батареи, одну использовать для портативного транспорта, а вторую на нужды дома ( ИБП такой сложной домашней техники как телевизоры, компьютеры, бытовую технику с малым электропотреблением), эту же батарею в  течении для можно подзарядить от солнечную панели.
В другом сложном варианте. Для более энергоемкой технике (кондциционеры, тепловые насосы), есть пример разработки Хендай - когда, для частных домов - часть энергоснабжения перебрасывается с больших накопителей на дом.
Все эти манипуляции с электроподключениями уже затрагивают зону отвественности  и энергоснабжающих организаций.
Здесь видятся большие проблемы с безопасностью, нормами и правилами электропотребления.
В нашей стране собираются работать в данном направлении. Не уверен, что все прописано в правилах устройствах электроустановок.
Сейчас ничего мне не мешает для частотного дома весной купить беларусский скутер со сменяемой беларусской батареей, дополнительно поставить солнечную панель и все подключить дома. Я даже больше уверен, что я буду больше использовать батарею для собственных нужд дома, чем прокатывать километры по дорогам.
Андрей, 31, Минск
я один из разработчиков! на счет дорог, не совсем согласен что вопрос к нам)))!
тут нужно к властям, а с ГАИ мы работаем над законодательном уровне!
наше дело - продукция которая соответствует мировым тенденциям!
всем хорошего дня
пенсионер, за 60, Россия
Напомню, что автомобили начинались с электромобилей, с электротяги. После долгих поисков тогда пришли к двигателям на пару и бензине.  Развивается все диалектически, по спирали. Тенденция, да, есть, принципиальное решение вроде тоже. Вся проблема в деталях. А проблема в энергоносителе. Замечательная штука аккумулятор, но очень нежная, даже капризная. Если режим зарядки соблюдаться не будет, быстро выходит из строя. А ведь на сегодняшний день, это почти половина стоимости электрического транспортного средства. Учитывая загруженность дорог и отсутствие выделенных велосипедных дорожек, транспортное средство будет работать в режиме разгон торможение. А это означает, что заявленные 80 или даже 20 км оно не пройдет.  Если это будет внутригородской транспорт, то лучше троллейбусов, трамваев и метро не придумаешь. А за городской чертой, я думаю, никто не рискнет далеко поехать на электрической тяге. Время полной зарядки исчисляется часами, согласитесь, это не очень удобно, особенно по сравнению с 5 минутами двигателя внутреннего сгорания.  У нас тоже в прошлом году был бум на гироскутеры и электросамокаты. А в этом году лежат развалы всей этой техники, а покупателей, а главное, тех кто на них ездит нет. Как ни крути, аккумулятор дорого и тяжело по весу и мало ездит. Кроме того, он имеет ограниченное число циклов заряда-разряда, емкость все время уменьшается, причем чем старше, тем больше. Я не думаю, что найдется много желающих пересесть с внутреннего сгорания на аккумулятор добровольно.
Крокодил Алесь, Слуцк
С мой бюджетной зарплатой я буду ездить на велосипеде купленном на подаренные тёщей деньги.
АЮВ
Если понадобятся права, можно производство этих механических средств передвижения даже не начинать. А купить игрушку за 500 бакинских, это сильно занатно.
Надежда
Странно  рассчитали покупательский спрос. Я одна на город езжу иногда на" Аисте". Все остальные на российских велосипедах, которых предостаточно на рынке разных  моделей. Зачем мне велосипедная проблема с моторчиком. И кто ремонтировать будет? Или гарантия 25 лет ?
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости