Время таять

До начала паводка остаются считанные дни
До начала паводка остаются считанные дни

Уже на днях в Беларуси ожидается вскрытие рек и соответственно обострение паводковой ситуации в стране. Предстоящий паводок специалисты сравнивают с весенним половодьем 1999 года, нанесшим наибольший ущерб за последние 25 лет.

Наиболее вероятные, по прогнозам спасателей, зоны подтопления — Брестская и Гомельская области. В бассейне реки Припять в разной степени окажутся под водой более 100 населенных пунктов. Больше всего, по предварительным оценкам, пострадают Столинский, Житковичский, Петриковский, Пинский, Речицкий районы.

— На боевое дежурство уже заступили 26 бригад взрывников, которые будут разрушать ледовые заторы на реках, — рассказал вчера на коллегии МЧС заместитель министра Борис Барингольц. — Мы работаем в тесном сотрудничестве с оперативно–дежурной службой МЧС Украины. Постоянно уточняется информация о состоянии рек, протекающих на нашей территории, но берущих начало в Украине. Приведены в готовность 2.690 единиц плавательных средств: катера, лодки, водолазное оборудование.

Для проведения наземной и водной разведки в зонах затопления планируется использовать ледокол, 5 теплоходов, 217 моторных катеров, понтонные переправы. Предусмотрены места размещения отселяемых людей и их имущества, планы эвакуации населения и животных.

Кстати, в Минске уже вчера эвакуировали зверей из зоопарка. Правда, не предчувствуя настоящей беды, особого беспокойства лисы и еноты не проявили — ведь это была тренировочная эвакуация.

О том, как готовятся к настоящему паводку в других регионах страны, рассказывают наши собственные корреспонденты.

К гадалке не ходи!

В прогнозах на весенний паводок, «какого не было полвека», в этом году чаще упоминают Гомельщину. Судя по планам областной комиссии по чрезвычайным ситуациям, практически все защитные мероприятия уже должны близиться к завершению. Вот я и решила узнать, как готовятся к паводку гомельчане. Ведь прошлой весной даже Гомель оказался зоной затопления.

...Окраинные улицы Полевая и Луговая Новобелицкого района областного центра — микрорайон, в котором в 2004–м отмечался один из самых высоких уровней подъема воды — до 6,5 метра. Здешние дома находятся в окружении рек Ипуть и Сож. Заселенная низменность обрекла местных жителей на постоянную борьбу с мокротой и сыростью. Правда, до прошлого года местные жители о большой воде слышали только от стариков. Однако минувшей весной довелось и самим испытать, что это такое — ждать дежурную лодку, чтобы отправить ребенка в школу, кормить поросят на балконе, жить без электричества почти месяц...

Добравшись до улицы Луговая, я поняла: «мини–наводнение» здесь уже наступило. Пройти по дороге — а улица растянулась на 2,5 километра — оказалось невозможно из–за выбоин, «под завязку» наполненных снеговой и дождевой водой. Преодоление того же пути по обочинам (тротуаров здесь нет) оказалось на грани «экстрима». Погруженная в рыхлый снег, «городская» обувка мгновенно наполнилась жижей. Охватило горячее желание тут же прикупить пару хороших резиновых сапог. Впрочем, еще нужно было добраться до магазина, расположенного посередине улицы.

— А у нас нет резиновых сапог, — работники магазина N 21 Новобелицкой торговой компании «Алеся» лишили меня всякой надежды выйти сухой из воды. — Полный склад продуктов: муки, сахара. Вода — пожалуйста. Порошок стиральный, если хотите...

— Ну как же, ведь паводок, обещали обеспечить...

— Местные жители давно все это имеют. Вы же посмотрите, по улице люди ходят только в резиновой обуви. А когда вода придет, понадобятся рыбацкие сапоги и лодки. Думаете, раз говорят о паводке, так народ побежал в магазин запасаться? Ничего подобного. Магазин завален товаром. Но сапог — нет.

Вышла я на улицу расстроенная совершенно. Конечно, сапоги можно купить и в городе на рынке. Так здешние обитатели и делают. Потому что на Луговой без «резины» не выжить: простуда замучит.

«Наша беда — грунтовая дорога. Ее каждый год размывает до безобразия. Вода здесь стоит и весной, и летом, и осенью, — рассказывала мне, переминаясь в зелененьких резиновых сапожках, Галина Хомченко, жительница дома N 54. — Думали, после прошлого паводка что–нибудь изменится, засыплют эти страшные ямы. Увы...»

Сугробы здесь тоже тают естественным путем. Их пока не вывозят, как это делается в центре Гомеля. Разве что сами жители Луговой чистят подступы к домам, сбрасывая снег на дорогу. Впрочем, все понимают: если Ипуть и Сож разольются, то этот район от воды ничего не спасет. Поэтому местное население предпринимает более кардинальные меры — спасает имущество и пакует чемоданы.

В одном из переулков Луговой, который прошлой весной был затоплен по окна, я заметила оживление. Вокруг двух стареньких «Жигулей» суетились женщины с узлами. Выяснилось: первой с улицы съезжает местная гадалка — баба Дуся. Говорит, что смотрела на зори и те подсказали, что будет наводнение и ее дом точно затопит. Думает уложиться с переездом в две недели, якобы оставшиеся до паводка. Кстати, за прогнозами к бабе Дусе приходило уже полмикрорайона — надо же узнать размеры ожидаемых потерь!

А у соседа гадалки — другая головная боль. Куда девать многочисленную живность? Хорошо, если держишь одного поросенка, — его и на верхний этаж можно эвакуировать, а если во дворе 5 коров? Большие заботы и у других соседей: кто–то перетягивает мебель на чердак, кто–то заранее эвакуирует маленьких внуков, а кто–то... ждет помощи.

— Вы не из гуманитарной организации? — донесся крик. Суровые мужчины в рыбацких сапогах, едущие на телеге, потребовали, чтобы их тоже внесли в «список нуждающихся в любой помощи».

— Нет, я из газеты, — оправдываюсь. Мужчины вздыхают и соглашаются вывезти меня «на сушу».

Так совпало, что почти одновременно со мной на мокрых улицах Новобелицкого района побывали представители городской и районной противопаводковых комиссий — намечали мероприятия. В прошлом году микрорайон затопило еще и потому, что мелковатыми оказались дамбы. По словам заместителя главы администрации Новобелицкого района Владимира Кузнецова, в этом году их сделают гораздо выше, собираются также подсыпкой приподнять отдельные участки улиц — самые критические... Работы, правда, еще не начинали, но обещают развернуть их со дня на день, — когда договорятся с различными организациями о технике и материалах. Так что есть надежда, что соответствующие службы успеют подготовить улицы к большой воде. Хотя и малая, мягко говоря, впечатляет...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter