Время создавать новые рабочие места

Болевая точка сегодняшнего дня — в некоторых городах и районах ощутимо не хватает рабочих мест. Особенно это характерно для сельской местности. Причем общая картина выглядит довольно парадоксально — в некоторых хозяйствах не хватает механизаторов, доярок, полеводов, но в то же время руководители не имеют возможности «рекрутировать» рабочих. Причин много. В основном они экономического свойства. Из–за закредитованности, долгов и т.д. в некоторых хозяйствах просто нет денег для обеспечения людей достойной заработной платой, и они вынуждены обходиться имеющейся уже «рабочей силой». В этом одна из причин того, что молодые трудолюбивые граждане покидают родные места, уезжают в города, а то и за рубеж.

Фото  Павла  ЧУЙКО.

В городах — другая проблема. Молодых людей уже не удовлетворяют перспективы работы на заводах и в традиционных учреждениях. Идет интенсивный поиск таких мест работы, которые обещают и перспективы, и карьеру, и соответствующее представлениям денежное довольствие. Получается это далеко не у всех. В результате для предприятий не хватает квалифицированных рабочих, способных обслуживать сложное оборудование, зато наблюдается переизбыток кадров в «конторской сфере».

Как убрать эти явные перекосы?

Как усовершенствовать рынок труда?

Ответы на эти жгучие вопросы не лежат на поверхности. Но ясно одно — нет более актуальной задачи, нежели стимулирование к созидательному труду и создание необходимого количества новых рабочих мест.

Надо понимать, что эта задача важна не только для власти. В этом сегменте развития страны многое зависит и от бизнеса, который является генератором работы и всегда ставит целью расширение своих производств и других активов.

Сложность, а в некоторых случаях и противоречивость этих процессов состоит в том, что они проходят на фоне оптимизации предприятий и учреждений. Что думают по этому поводу эксперты по труду?

Фото  Юрия МОЗОЛЕВСКОГО.

Нужно ли cтраховаться от рисков на профессиональном поприще? Выводы из складывающейся ситуации уже сделаны: предложения по страхованию от безработицы и от невыплаты зарплаты при банкротстве организации сформированы и обсуждены на различных уровнях. Недавно документ был направлен в Правительство. 

Вопрос, нужна ли нам система социальной защиты вынужденно высвобожденных кадров, а также зарубежный в этом опыт, изучался еще несколько лет назад. Но в 2013 году предпринимать какие–то дополнительные шаги посчитали нецелесообразным: ситуация на рынке труда была получше. Да и тогда, и сейчас официальные данные о масштабах безработицы в стране нельзя расценивать как слишком тревожные. Но есть одна особенность: если в 2013 году социально допустимым пределом считался уровень в 1,5% от экономически активного населения, то в 2017–м — уже 2%. И еще. Только–только Минтруда и соцзащиты отрапортовало о том, что удалось по итогам прошлого года усмирить рост официальной безработицы, как подоспели свежие данные. Показатель на 1 февраля составил 0,9%, увеличившись за месяц на 0,1%. И хотя ровно год назад ситуация была похуже — на уровне 1,1%, негативная тенденция настораживает. Особенно когда многие предприятия и организации находятся в непростом экономическом положении.


— Положительное решение по введению страхования от безработицы будет способствовать предупреждению малообеспеченности среди уязвимой категории, — считает нынче первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович. — Впрочем, окончательного решения по модели страхования еще не принято...
Андрей Лобович

Между тем Федерация профсоюзов Беларуси еще более года назад озвучила идею ввести в стране страхование граждан на случай утраты заработка вследствие банкротства нанимателя и предложила вернуться к вопросу страхования по безработице. Инициатива получила поддержку Президента. Позже была создана межведомственная рабочая группа по проработке механизмов дополнительной социальной защиты граждан. Сегодня в ФПБ полагают, что страхование по безработице было бы особенно актуально для тружеников ряда промышленных предприятий, особенно машиностроительного комплекса. Что касается страхования от банкротства, то за январь — сентябрь 2016 года под процедурой экономической несостоятельности находились 3.220 организаций. Это немало.

Елена Манкевич

— Надеюсь, что в недалеком будущем этот вопрос получит свое логическое завершение, — полагает заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси Елена Манкевич. — Но если предложения рабочей группы будут приняты, то страхование от безработицы введут не ранее 2018 года. Пока же федерация считает целесообразным уже сегодня, с учетом ситуации на рынке труда, повысить размер пособия по безработице. Причины для этого имеются. По сравнению с 2014 годом практически в два раза вырос период трудоустройства граждан. В декабре 2016–го принято на работу на 10 тысяч работников меньше, чем уволено. В то же время размер пособия существенно ниже бюджета прожиточного минимума.

Сегодня рассматривается вопрос о принятии проекта указа Президента о дополнительных мерах по обеспечению социальной поддержки некоторых категорий безработных. Предполагается установить пособие для добросовестных работников, уволенных в связи с непродлением контракта, а не по сокращению численности или штата, в размере 50% БПМ. 

Впрочем, выработка новых видов социальной поддержки работников еще не означает, что страхование от безработицы получат все, кто имеет трудовые книжки на руках. Вполне возможно, в результате остановятся на принятой в других странах практике: механизм защиты должен действовать лишь в отношении застрахованных граждан, которые после потери места (не в связи с пьянством или прогулами, разумеется) зарегистрировались в службе занятости и действительно выказывают желание найти новое место приложения своих знаний и умений. 

Цифры для размышлений


Средний период трудоустройства в Беларуси в 2016 году увеличился по сравнению с 2015–м с 1,9 до 2,3 месяца. Мужчины находили новое место в среднем за 2,3 месяца, женщины — за 2,4 месяца, молодежь — за 1,8 месяца. В январе 2017 года за содействием в трудоустройстве обратились 19,2 тысячи человек, поставлены на учет в качестве безработных 15,9 тысячи — 110,8% и 105,8% соответственно к январю 2016–го.

Факт


Пункт о совершенствовании механизма материальной дифференцированной поддержки безработных путем доведения размера пособия по безработице до величины бюджета прожиточного минимума включен в Государственную программу о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 — 2020 годы и должен быть реализован в 2016 — 2017 годах.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter