Время собирать платежи

Минфин предлагает взимать платежи за участие в дорожном движении по принципу справедливости

В стране продолжается общественное обсуждение проекта указа “О платежах за участие в дорожном движении”. Не позднее 1 февраля документ должен быть в установленном порядке внесен Правительством на рассмотрение Президента. На этой неделе нюансы предлагаемых нововведений обсудили в столице в стенах общественной приемной Ленинской районной организации РОО “Белая Русь”, участники дискуссии — представитель Минфина, депутаты Палаты представителей Национального собрания и эксперты.

фото виталия гиля.

В соответствии с Законом “О республиканском бюджете на 2019 год” республиканский дорожный фонд формируется в сумме более 560,5 миллиона рублей. Основной источник финансирования — государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, которая была введена в стране с 1 января 2014 года.

— С этого момента появились и обращения граждан, считавших механизм взимания госпошлины несправедливым, — вспоминает член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Валерий Курсевич. — Параллельно примерно на 15% в год снижалось количество транспортных средств, проходящих техосмотр. Соответственно люди не платили государственную пошлину. В 2017 году во время Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию поднимался вопрос о пересмотре порядка ее взимания.

По поручению Главы государства была создана рабочая группа, которая сразу же предложила отвязать платежи от прохождения техосмотра. А затем, по словам депутата, рассматривалось два варианта — включение пошлины в стоимость топлива и возможность уплаты с делением на периоды.

— Много было совещаний, встреч. В итоге коллегиально пришли к решению, которое нашло отражение в проекте указа, — подытожил Валерий Курсевич.

Проект нового порядка взимания “дорожных” платежей предоставляет гражданам максимально удобные условия уплаты денежных средств — по заявительному принципу и исходя из планируемого периода участия в дорожном движении, уверяют в Минфине. Сама сумма — это уже не госпошлина, а неналоговый платеж.
ФАКТ

За две недели обсуждения проекта указа “О платежах за участие в дорожном движении” в Минфине ознакомились с 212 замечаниями и предложениями. Только семь из них касались льгот, а 77 из 212 затрагивали вопросы включения платежа в стоимость топлива.
— Эти новшества учитывают большинство обращений граждан, — разъясняет начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Игорь Пуркалик. — Ведь в основном жаловались пенсионеры, которые использовали автомобили только в дачный период, а также представительницы женской части водительского сообщества, опасавшиеся выезжать на дорогу зимой. Их недовольство было резонным: зачем платить пошлину за период, когда не садишься за руль?

Чтобы простимулировать поступление денежных средств, проектом указа предусматривается, что при внесении суммы за 12 и более месяцев подряд
единовременным платежом будет применяться понижающий коэффициент 0,8.

— В этом случае среднестатистическая уплата платежа для владельца стандартного легкового автомобиля составит чуть более 10 рублей в месяц, это по карману всем, — полагает представитель Минфина. — Если же кто-то планирует свою машину в ближайшее время продавать, то, конечно, нет смысла платить за год и логично перейти на помесячную оплату.

Важная деталь: в проекте указа сохраняются прежние льготы — это 50-процентная скидка для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов I или II группы при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей их годность к управлению механическими транспортными средствами, и соответствующего водительского удостоверения.

Если раньше механизм контроля за оплатой пошлины осуществлялся в Беларуси при предъявлении соответствующих документов во время прохождения техосмотра транспортного средства, то нынче контрольные функции планируется передать новому оператору. Согласно проекту, это Транспортная инспекция Минтранса.

— Предлагается задействовать механизм сопоставления баз данных о выявленных нарушениях, по которым органами внутренних дел выносятся постановления с информацией о внесении платежей за участие в дорожном движении, — рассказывает Игорь Пуркалик. — Если оплаты нет, а нарушение имеется, то делаются соответствующие выводы. Параллельно планируется использование камер фотофиксации. Мы, конечно, не сможем одномоментно охватить всю дорожную сеть — для этого нужны средства и время, но на первоначальном этапе возможно сопоставление баз данных и информации с уже установленных камер. Владельцу авто, нарушившему установленный порядок внесения платежа, придется уплатить вдвое больше месячной ставки.

СПРАВКА “НГ”


При этом отговорки вроде “не успел” или “забыл” приниматься не будут: у граждан появится возможность заплатить за участие в дорожном движении заблаговременно либо до последнего числа месяца, в течение которого автомобиль активно эксплуатируется. Сопоставление баз данных будет осуществляться по окончании месяца. Обвинять технику в бездушии или формализме бессмысленно: правила есть правила. К слову, работники Транспортной инспекции не станут останавливать машины на улице и проверять квитанции, а у сотрудников ГАИ другие функции. Так что полная прозрачность и непредвзятость гарантируются.

Председатель Ленинской районной организации РОО “Белая Русь” Алексей Сегалович озвучил результаты опроса в трудовых коллективах: большинство
хочет знать, почему нельзя включить сумму платежа за участие в дорожном движении в стоимость автомобильного топлива.

Топливо используется в самых различных сферах — речном судоходстве, лесном хозяйстве, в ЖКХ, — парирует представитель Министерства финансов. — Не забудьте также про газонокосилки на приусадебных участках, моторные лодки, льготных потребителей топлива. Рыбаки, например, не поняли бы, если бы им предложили платить за дороги, хотя они ловят рыбу на озере.

Кроме того, “вычленить” целевой сбор из стоимости топлива, сформированной под влиянием различных факторов, невозможно, убеждена член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Оксана Нехайчик. По ее словам, ценность целевого сбора в том, что он позволяет направлять вырученные средства непосредственно на развитие дорожной инфраструктуры.

Впрочем, дискуссии дискуссиями, а с “узаконенным” новым порядком взимания платы за участие в дорожном движении мы, возможно, ознакомимся совсем скоро. Планируется, что к февралю проект соответствующего указа будет представлен Президенту. Предполагаемая дата вступления документа в силу — 1 апреля.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Пуркалик, начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов:

— В преддверии введения нового механизма взимания платежей за участие в дорожном движении нужно провести широкую разъяснительную работу среди населения. Показать, с одной стороны, либеральность разработанной системы, с другой — ее жесткость, потому что платить придется всем. Возможно, в первое время будет много исполнительных листов, но в дальнейшем, я прогнозирую, платить будет не менее 95% автомобилистов.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
2.3
Новости и статьи