Время собирать камни

В Лельчицах сделали ставку на развитие малого и среднего бизнеса

В Лельчицах сделали ставку на развитие малого и среднего бизнеса

Про городской поселок Лельчицы люди, никогда там не бывавшие, всегда говорят: медвежий угол. Лельчицкий район, действительно, географически удален не только от столицы, но и от областного центра, да и густых лесов с разнообразным зверьем здесь немало. Впрочем, такому имиджу город, расположившийся неподалеку от белорусско-украинской границы, соответствует мало. Сегодня уровню развития здесь сектора малого и среднего бизнеса могут позавидовать другие регионы республики.

Лельчицкий район, наверное, один из самых мелких. По крайней мере, если сравнивать его с другими. Итоги прошлогодней переписи показали: проживает здесь 27,72 тыс. человек, из которых 10,6 тыс. являются представителями городского населения. До катастрофы на Чернобыльской АЭС здесь было немногим больше — около 34,2 тыс. человек, но после аварии часть территории попала в зону отселения. Полностью исчезла деревня Вороново, отселялись также жители деревень Усов, Гребени, Калинино, Лохница, Мехач. Но сегодня район понемногу начал прирастать количественно.

Районный центр уже даже вполне может претендовать на то, чтобы называться городом. Впрочем, в Лельчицах об этом пока мало задумываются – здесь серьезную ставку решили сделать на развитие малого и среднего бизнеса, увеличивая таким образом занятость населения. Тем более что крупных производств, на которых могли бы быть заняты тысячи работников, в районе практически нет. Как объясняет начальник отдела экономики Лельчикого райисполкома Ольга Юркевич, малый бизнес в районе развит неплохо – сейчас на территории района осуществляют деятельность 350 ИП и 72 негосударственных юридических лица. Что примечательно, в большинстве своем заняты они не просто в розничной торговле, а задействованы в производстве и сфере услуг.

«В районе работают 16 предприятий, занимающихся лесозаготовкой, 3 фермерских хозяйства, в деревне Дзержинск действует предприятие с литовским капиталом, занимающееся производством торфобрикетов», — перечисляет Ольга Юркевич.

Кстати, за время реализации Программы поддержки малого предпринимательства на 2007—2010 годы, разработанной в Лельчицком райисполкоме, в районе зарегистрировались и заработали 52 новых малых предприятия и 140 ИП, было создано около 500 новых рабочих мест. «Удельный вес поступлений от малого бизнеса в консолидированный бюджет составляет примерно 27 %. Частными предприятиями производится 48 % промышленной продукции по району, 70 % — от общего объема потребительских товаров. Доля в МСБ в розничном товарообороте составляет 43 %, а в сфере бытовых услуг, оказываемых населению, – около 76 %», – говорит Ольга Юркевич.

Крупных предприятий в Лельчицах немного – единственный завод, который вправе претендовать на звание районообразующего, находится километрах в 60 от райцентра, в населенном пункте Глушковичи. До границы с Украиной отсюда – рукой подать. Назвать это поселение деревней язык не поворачивается – населения здесь практически 2,5 тыс. человек, многие работают на местном щебзаводе. Кстати, это предприятие по праву может считаться визитной карточкой района. Обычно, когда речь заходит о добыче гранита, вспоминают предприятие в Микашевичах, но на деле щебеночный завод «Глушкевичи», который, разрабатывая месторождение полезного ископаемого «Крестьянская Нива», камня выпускает больше, и по своим свойствам он немного тверже микашевичского. «На самом деле и Глушкевичский, и Микашевичский щебзаводы – это предприятия, которые добывают камень на разных участках одной гранитной гряды. С той лишь разницей, что в нашем регионе камень практически находится на поверхности. Копни – и вот он, а специалистам из Микашевичей приходится на десятки метров зарываться в землю», — рассказывает бывший руководитель Глушкевичского щебзавода, а ныне замдиректора сельхозпредприятия «Заря Полесья» Григорий Кабанов.

Основными потребителям гранитного щебня являются дорожно-строительные организации Гомельской области – структурные подразделения КПРСУП «Гомельоблдорстрой», РУП «Гомельдорстрой», Дорожно-строительный трест № 2. Хотя продукция завода уходила и на экспорт – она поставлялась для строительства Московской кольцевой автомобильной дороги, в страны Прибалтики, Польшу. Особым спросом пользуется кубовидный щебень фракциями 5—10 и 10—15 мм. Но традиционно щебень всей фракции приобретают предприятия по производству железобетонных изделий, строительной индустрии.

По иронии судьбы бизнес одного из наиболее видных лельчицких предприятий среднего бизнеса также связан с камнем. ТЧУП «Бутковский» занимается производством каменных надгробий, памятников и обелисков. Правда, гранит из Глушковичей – это лишь часть сырьевой базы для производства ритуальных изделий. Предприятие немало закупает камня за границей – красный гранит из Украины, мрамор из России. «Недавно был в Германии, узнал, что неподалеку от города, где я находился, расположена могила Чарли Чаплина. Съездил – ничего примечательного, скромное надгробие, и не скажешь, что великий человек под этой плитой лежит. У нас в стране все наоборот: каждый хочет, чтобы его могильный памятник был сделан на высшем уровне. В итоге кладбища становятся музеями, туда даже ходить интересно», — рассказывает мастер участка предприятия Александр Семенюк. ТЧУП «Бутковский» производит не только продукцию из мраморно-гранитной крошки и натурального камня, недавно оно занялось обработкой древесины, изготовлением изделий из металла. «Наше предприятие поставляет свою продукцию более чем в 50 районных центров и городов Беларуси. По сути, именно на наших плитах выбивают имена и даты производители во многих регионах страны», — объясняют работники предприятия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter