Время собирать камни

Прогуливаясь по старому Минску, блуждая по чудом сохранившимся его тесным улочкам, всегда, куда бы ты ни шел, ноги выводят тебя на площадь Свободы.
Прогуливаясь по старому Минску, блуждая по чудом сохранившимся его тесным улочкам, всегда, куда бы ты ни шел, ноги выводят тебя на площадь Свободы. Этот небольшой пятачок земли был когда-то средоточием самых прекрасных архитектурных сооружений нашего города. Здесь были неповторимые по очертаниям своих фасадов костелы, монастыри, ратуша, гостиный двор. Немного, однако, дошло до нас от минувших веков. Многое пропало: сгорело, разрушилось, а то и из-за человеческого невежества было снесено вовсе...

Сейчас между ветвей деревьев старого сквера бесполезно искать башенки костела францисканцев и старую башню иезуитского коллегиума с едва ли не первыми городскими механическими часами. Все это осталось только на фотографиях. А сколько всего не уцелело даже в рисунках. Большая часть нашей истории навсегда утеряна.

Невозможно оставаться равнодушным к тому, как с каждым днем по кирпичику буквально восстает, словно Феникс из пепла, минская ратуша: и пусть это будет муляж из нового кирпича и бетона, но все же нам предстоит стать свидетелями восстановления еще одного фрагмента нашей памяти.

Пока еще открыт небу и всем его дарам - снегу и дождю - бывший гостиный двор: стоят голые, "оборванные" фасады, где-то внутри трудятся рабочие. Вскоре еще одно старое здание обретет новую жизнь: у него появится крыша, въедут новые хозяева.

А вот еще один приятный сюрприз. Пройдет всего несколько месяцев - и приезжий турист сможет созерцать полностью восстановленные торговые ряды начала XIX века у костела св. Иосифа. Разрушенные несколько десятилетий назад по чьему-то нелепому приказу, сейчас ряды снова "обнимают" своего соседа - еще более древний костел. Храм, правда, пока безмолвен. Уже почти полтора столетия, как в нем устроено хранилище, и когда архивная тишина здесь сменится на звучание органа, а ксендз прочитает первую проповедь - одному Всевышнему известно.

Вблизи от торговых рядов - домики рабочих. Когда все работы на объекте закончатся, здесь вновь будет пустырь. Но мы-то знаем, что раньше пустыря в этом месте быть не могло. Места в городе всегда не хватало, тем более в центре. Не могли позволить минские мещане себе подобную роскошь, пустующую площадь. И вот наш взор останавливается на еще довоенном, если не дореволюционном, металлическом столбе, где скромно висит табличка, которая гласит: здесь стояла Святодуховская церковь XVII века, памятник архитектуры Ренессанса.

Но где же она, эта загадочная святыня?..

На открытках конца XIX - начала XX века на месте пустыря между бывшей гимназией и костелом св. Иосифа мы видим православную церковь в псевдорусском стиле с высоченной башней. Но это не Святодуховская церковь, а Петропавловский собор. И за многочисленными кокошниками, набалдашниками да луковицами этого пестрого храма мы даже с лупой не обнаружим никакого Ренессанса. Может, табличка ошибается?..

Нет, оказывается. Петропавловским собором церковь Св. Духа стала в самом конце XVIII века, после присоединения наших земель к России - тогда святыня вместе с соседними зданиями греко-католического монастыря была передана православной церкви. В XIX веке собор несколько раз терпит пожары и к концу столетия обретает тот вид, который предстает нашему взору на старых карточках.

О древнейшем облике храма мы знаем только по архивным чертежам. Эти рисунки бесценны. Таких уникальных памятников, как церковь Св. Духа, в нашем крае были единицы. Ее фасад по стилю напоминал ренессансные здания Западной Европы, между прочим, как ни странно прозвучит, бюргерские дома Голландии. Но это только внешнее сходство. Архитекторы выяснили, что конструкция церкви восходит еще к готическим традициям: это было величественное здание с высокими стрельчатыми окнами, частыми оконными переплетами, двухскатной крышей, закрытой с обеих сторон острыми фасадами-щипцами. Не прятались ли под ренессансным покровом этих щипцов еще более древние, готические, черты? Никогда, вероятно, мы этого не узнаем. А ведь сохранись Святодуховская церковь до наших дней, возможно, имели бы мы наистарейшее здание в Минске, история которого начиналась ранее XVII века. Пока же среди старожилов столицы первенство у Петропавловской церкви на Немиге, построенной в начале 1630-х годов, что также, конечно, немалый возраст.

О церкви Св. Духа ныне, кроме столба с табличкой, напоминают ее мощные "падмуркi", открывающиеся периодически во время прокладки здесь коммунальных трасс. Кладут по живому, не щадя вековых камней, выкатывающихся из-под земли под ноги прохожих. Долгое время шли разговоры о том, чтобы восстановить святыню, но... Нет денег.

Однако мы так и не выяснили, куда пропал храм. На фотографиях времен последней войны его уже не видно. Но нет его и на многих снимках предвоенного времени. Правда, в 20-е годы, судя по всему, святыня еще стояла. Значит, нить оборвалась где-то в 30-х...

И вот я в архиве. Историк Виталь Скалабан помогает найти нужные документы. Раскрываю толстые папки ранее секретных дел. Среди множества справок, выписанных на ныне забытых людей, между докладными и отчетами, планами и схемами отыскиваются две неприметные бумажки с устрашающим грифом: "Строга сакрэтна" (на дворе 1936 год - еще многие документы оформляются по-белорусски).

По нужной теме отыскиваются всего два документа. Вчитываемся в сухие слова резолюций. 15 марта 1936 г. на заседании Бюро ЦК КП(б)Б обсуждается вопрос "О сносе бывшей железнодорожной церкви на Советской улице и собора на площади Свободы". Докладывает Голодед - председатель СНК БССР. Доклад, видимо, был короткий, без прений. Единогласно постановили: товарищам Голодеду, Червякову, Рыскину, Любовичу и Леплевскому (нарком НКВД) готовиться к сносу церквей. Сносить, конечно, будут не руками, а более "утонченной" техникой: взрывчаткой и "шаровой бабой". А за "кончиной" железнодорожной церкви высшие партийные чины республики будут с умилением наблюдать с балкона Дома правительства.

...Старожилы вспоминали, что бывший Петропавловский собор долго не могли взорвать, а люди плакали на улицах и тихо молились в домах, когда рушилась их святыня. Но открытые акции протеста вряд ли наблюдались - время было суровое. По большому счету, все прошло тихо-мирно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter