Время скинуться

Розница  и  промышленность  объединяют  усилия при  проведении  распродаж

Розница  и  промышленность  объединяют  усилия при  проведении  распродаж

Белорусская торговля бодро вступила в фазу предновогодних  скидок. Запасы продукции, томящиеся на складах предприятий, получили дополнительный шанс разойтись по рукам за счет предпраздничного торгового бума. Всего в стране планируется провести более 1 тыс. распродаж по сниженным ценам, во время которых стоимость товаров будет падать как за счет снижения торговой надбавки магазинами, так и за счет уменьшения отпускных цен производителей. Причем чем больше промышленность поступится отпускной ценой, тем меньшими будут цифры на ценниках в магазинах.

Конечно, отечественная розница всегда перед Новым годом давала скидки за счет снижения своей торговой надбавки, которая в среднем по стране составляет 22—23 %. Но теперь даже Министерство торговли не скрывает: нынешние распродажи и скидочные программы беспрецедентны. Их внедрение стало возможным после того, как правительство разрешило предприятиям продавать продукцию ниже себестоимости. Совмин принял сразу два постановления, позволяющих субъектам хозяйствования  сбывать товар фактически себе в убыток. Первое постановление касается экспортеров (оно было принято 1 декабря), а второе, подписанное 9 декабря, — предприятий, поставляющих товары на внутренний рынок.

Начальник Управления торговли и услуг Министерства торговли Людмила Петраковская отмечает, что оба постановления оказались на руку потребителю. Единственное, о чем стоит жалеть, так это о том, что опубликованы документы были несколько поздно. В Беларуси старт предновогодних распродаж уже несколько лет подряд начинается одновременно с большинством стран Западной Европы – в середине ноября. Однако, как показывает практика, основной пик реализации приходится на неделю, предшествующую праздникам. Так что шанс у белорусских предприятий продать свои товары есть, и неплохой.

Предприятия легкой и тяжелой промышленности, входящие в состав концернов «Беллегпром», «Беллесбумпром» и «Белгоспищепром», очень рассчитывают на получение прибыли. Главная цель — не допустить роста складских запасов. В ноябре ситуация ухудшилась. Они выросли почти на 9 % и составили 63,8 % к среднемесячному объему производства. В денежном выражении запасы достигли 5,2 трлн. рублей (более $ 2,5 млрд.). Поэтому к скидкам торговли присовокупилась еще и скидка от производителей. Например, пинская трикотажная фабрика «Полесье» пошла на снижение цены для торговли на 50 %.

Размер скидок во многом будет зависеть от финансовой устойчивости промышленных предприятий. «Все прекрасно понимают, что доходы зависят от скорости оборота, а не от цены. Мы надеемся, что включение такого административного ресурса позволит со временем либерализовать процесс ценообразования», — пояснила Людмила Петраковская.

Конечно, средняя скидка, на которую стоит рассчитывать покупателю, не превысит 30 %, хотя на отдельные виды товаров обещают 50—60 %. Однако по сравнению со среднеевропейским дисконтом в 70—80 % на первый взгляд этого может показаться мало. «В Европе совсем иная ситуация, — поясняют в Минторге. — Там более гибкое ценообразование, торговля может накручивать и до 200 % на отпускную цену товара. И даже когда она в ходе распродаж сбрасывает 100 % цены, то получает 100 % прибыли». Специалисты отмечают: скидывать больше пока нереально. У нас если торговля сняла с ценника свои 30 % торговой надбавки, то, значит, с этого товара она не получила ни рубля дохода.

Кстати, не стоит исключать, что с окончанием новогодних праздников распродажи не прекратятся. В прошлом году столичный ГУМ провел эксперимент – сделал упор на январские скидки, а не на декабрьские. Неожиданно даже для руководства магазина экономический эффект получился значительным. Таким образом, мы не исключаем возможности, что еще большие скидки начнутся в Беларуси после Нового года».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter