Профессиональное образование в СНГ должно стать принципиально иным

Время широких компетенций

Профессиональное образование в СНГ должно стать принципиально иным

XXI век — это эра информации и коммуникации. И система образования должна адаптироваться к ключевым понятиям, создав общество на прочном фундаменте знаний. Глобализация экономики, все большая мобильность трудовых ресурсов и капиталов, постоянная смена технологий, быстрый темп социальных перемен — все это неизбежно повысит роль образования профессионального. Ведь экономическое развитие стран СНГ невозможно без перехода к новому укладу, суть которого — ресурсосберегающие технологии, высокотехнологические и наукоемкие производства, основанные на микроэлектронике, биоинформационных направлениях, а также на подготовке новой формации кадров, которые в наши дни тоже «решают все». Поэтому и профессиональное образование должно стать иным принципиально.


Общество, где знания — капитал и главный ресурс, предъявит повышенный спрос к школе, как общеобразовательной, так и профессиональной. А общество, в котором будут преобладать интеллектуалы, выдвинет еще более жесткие требования к социальной деятельности и ответственности работников. Уже сегодня нуждается в переосмыслении само понятие «образованный человек». Это раньше мы говорили все больше о профессионализме, сейчас же чаще и чаще — об образованности и компетентности. Конечно, профессионализм важен в любом деле, но слово это привычно соединяется с другим — «узкий». Такова природа профессионализма — чем он выше, тем уже. Компетентность же, наоборот, — чем выше, тем шире. Компетентный человек — это не только безукоризненный специалист в своей области: он уверенно ориентируется в других сферах науки и культуры, знает историю, литературу, философию, владеет несколькими языками и т.д.


Когда мы говорим о профессионализме, то в первую очередь подразумеваем, что тот или иной человек владеет технологией — будь то технология обработки материала, бухгалтерского учета, конструирования машин или выращивания урожая. Компетентность же включает и другие компоненты, в основном внепрофессионального или надпрофессионального характера, но так или иначе необходимые сегодня любому специалисту. Речь о таких качествах, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творчески подходить к любому делу и доводить его до конца, умение учиться и самосовершенствоваться. Это еще и гибкость мышления, искусство вести диалог, коммуникабельность и др. Получается, над базисом — собственно профессионально–технологической подготовкой — вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к работнику. Общество особенно заинтересовано именно в таких людях, как, впрочем, и любой коллектив, который хочет добиться конкурентоспособных на мировом рынке результатов. Вот что нужно четко осознавать, внося коррективы в наше образовательное пространство.


Сейчас в области образования усиливаются интеграционные процессы. Тому есть несколько причин. Во–первых, в условиях глобализации экономикам стран СНГ надо сохранять конкурентоспособность, а значит, на первый план выходит развитие человеческого капитала. Во–вторых, стоит вопрос о сравнимости квалификаций, получаемых гражданами разных стран. В–третьих, расширяются возможности освоения той или иной квалификации, в том числе путем постепенного накопления ее единиц, так называемых «зачетных единиц». В–четвертых, наше время — это время философии «обучение в течение всей жизни». И, наконец, увы, везде налицо нехватка квалифицированных преподавателей. Причем интеграционные процессы немыслимы без понятий «прозрачность» и «признание». А значит, с одной стороны, мы должны располагать понятными критериями, чтобы определять и сравнивать ценность квалификаций на отраслевом, региональном, национальном и международных уровнях, а с другой — иметь согласованные во всех странах СНГ требования.


Думается, интеграция профессионального образования на постсоветском пространстве должна в наши дни ориентироваться на формирование компетенций, а не на простое освоение учебных программ. Это обеспечит гибкость образовательной траектории и «горизонтальную мобильность» — возможность сменить эту линию в пользу новой специальности, с зачетом всех уже имеющихся компетенций, вне зависимости от того, где и как они получены. Достаточно сказать, что в мире примерно 42 процента выпускников профессиональных учебных заведений меняют профессию в течение первых двух лет после окончания обучения. И это считается нормальным — молодежи свойственно искать себя. Как видим, права и обязанности в XXI веке нередко меняются местами, что тоже нужно учитывать, думая на перспективу. Ставка на формирование компетенций поможет преодолеть социальное отчуждение, расширить круг поиска работы за рамками внутреннего рынка, если сам он уже насыщен отдельными специальностями или профессиями. На какие же компоненты должна опираться новая стратегия развития профессионального образования СНГ?


Первое — нам предстоит разработать сами механизмы образовательного процесса путем гармонизации законодательства в сфере профессионального образования и рынка труда. Для этого необходимы система информационного обеспечения, правовая база, межгосударственный фонд соответствующих нормативных актов и единый согласованный словарь терминов и определений, чтобы здесь не возникало двойных трактовок. Второе — национальные системы квалификаций должны быть максимально унифицированы в плане общих подходов и принципов построения. Речь не только о единой методологии и структуре профессиональных стандартов, но и о формировании заказа на подготовку кадров, сертификацию и механизмы признания квалификаций. Нужна и система квалификационных центров, и единые для всех стран СНГ требования к квалификационным экзаменам. Стоило бы детально продумать, как стандарт разных уровней образования одного из государств приложить в других. Третье — пора определить национальную специализацию на рынке образовательных услуг СНГ, чтобы выявить наиболее перспективные и востребованные специальности. Готовить рабочих для высокотехнологичных отраслей вполне могли бы сетевые колледжи. В дальнейшем же все ресурсы, от материальных до трудовых, необходимо концентрировать в учреждениях–флагманах, где заработная плата профессорско–преподавательского состава, инженерно–педагогических работников росла бы опережающими темпами по сравнению со средней в отрасли. А чтобы в рынок труда постоянно шел приток высококвалифицированных кадров, подготовленных к модернизации экономики, понадобится еще и целая система прогнозирования новых профессий и квалификаций. Тогда мы сможем быть всегда на несколько шагов впереди, а значит, держать ситуацию под контролем, более того — ею управлять.


Аркадий ШКЛЯР, ректор Республиканского института профессионального образования, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор.

 

Советская Белоруссия №41 (24424). Вторник, 4 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter