О продюсерской логике

Время ряженых

Перед Новым годом, в предпраздничной сутолоке или за корпоративным столом легко ошибиться, обознаться, принять одного человека за другого. Не узнать, например, любимого коллегу в карнавальном костюме или под бородой Деда Мороза.


Сказочная зимняя пора, когда страсть к перевоплощению витает в воздухе. Каждый может попробовать себя в новой ипостаси. Нарядиться и загримироваться под знаменитость. Вдруг заговорить басом или запеть голосом Людмилы Рюминой. Вовсю этим пользуются и мастера культуры, ведь новогодний чес год кормит. Ладно когда выступают в своем гриме, у нас любой труд почетен, но в последнее время все чаще норовят выступить в чужом. Это какая–то новая мода. Волна пародий, фальшивок, или, как их называют сегодня, — фейков уже никого не смущает. Наоборот, чем беспардоннее поступают с объектом пародии, чем бесцеремоннее вторгаются в чужое художественное пространство, тем больше шансов сорвать куш.


Романтический «гардемарин» Сергей Жигунов давно питает любовь к шпагам, «прекрасным няням», романтическим вздохам и хрусту французской булки. Сегодня он вполне опытный и успешный продюсер, искренне пытался понять, где у зрителя кнопка. А как понял, так сразу и снял фильм про новых «Трех мушкетеров». Песен там нет, мушкетеры все на одно лицо, немудрено, что картина провалилась в прокате. Загадка, почему Жигунов вдруг решился именно на этот проект, после успешного и любимого фильма Георгия Юнгвальда–Хилькевича. Поучаствовал ли он душой в этом кино? Не знаю, спецэффекты и трюки вполне себе дорогие, а начинки нет. Снято для подростков. Наивность, с которой продюсер Жигунов хотел повторить успех прежних «мушкетеров», удивляет. Неужели думал, что зрители предадут советский кинообраз, ставший культовым? Кто же наконец переформатирует непрошибаемую продюсерскую логику? Когда они поймут, что есть вещи, которые просто априори не надо повторять? Не надо — и все тут.


Может быть, во Франции к бесчисленным экранизациям Дюма относятся легче. Но наш зритель навсегда отдал свое сердце Михаилу Боярскому и готов прикрикнуть на любого усомнившегося: «Каналья!»


Неудачный фильм Жигунова тем не менее раздробят на серии и покажут по телевизору, чтобы по капельке, по глоточку все могли насладиться новым прочтением. А пока зрители переводят дух от нового «Шерлока Холмса» Андрея Кавуна. Там, где миссис Хадсон играла изнеженная Ингеборга Дапкунайте, Светлана Крючкова — английскую королеву Викторию, а главную пару сыщиков — Андрей Панин и Игорь Петренко. Что сказать? Такое чувство, что фотографии твоего семейного альбома попытались использовать в каком–то коллаже. Смотришь — и никого не узнаешь. Снова ряженые ходят по кадру, падают в обмороки, как Человек–паук одним махом взбираются на Биг Бен и перелетают Рейнхенбахский водопад. То ли дело — наивное чучело собаки Баскервиллей из прежней экранизации Игоря Масленникова! До сих пор оторопь берет. А уж видеть миссис Хадсон и доктора Ватсона в одной постели и вовсе невыносимо. Нет, ничего предосудительного, что нельзя было бы показывать в прайм–тайм, они в альковных сценах не вытворяют, не «Жизнь Адели» все–таки, но осадок остается.


Так и чую, что скоро начнут бегать псевдо–Д’Артаньяны да Шерлоки Холмсы по «голубым огонькам» и сборным юмористическим солянкам. Различные фильмы–сиквелы как будто подогрели зрительский интерес к старым персонажам. Похож или не похож Петренко на Ливанова? — ломаем мы голову вместо того, чтобы думать о чем–то прекрасном. Но как тонка грань между пародией и прямым надувательством. Продюсеры же понимают, когда они берут какое–то громкое название — успех обеспечен благодаря человеческой слабости, в которой невозможно себе отказать — жажде сравнения. Даже с удовольствием причмокнув, что одеяние кардинала Ришелье как–то не очень подходит замечательному артисту Василию Лановому, деньги за билет назад не потребуешь. Только и остается, что ждать, когда время этого беспринципного продюсерского маскарада выйдет вон.


Советская Белоруссия №237 (24374). Вторник, 17 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter