Время развязать транзитные узлы

Сколько Беларусь зарабатывает на транзитном деле и может ли зарабатывать больше

Современная наука знает все. Она даже доказала, что из всех живущих на земле видов только homo sapiens, то есть человек разумный, умеет рисовать прямые линии. Ученым, в принципе, можно было и не проводить глубокие исследования, чтобы прийти к такому выводу. Ведь история всего человечества развивалась в поисках кратчайших путей то в Индию, то в Америку и прочие дальние манящие страны. А там, где можно было не плыть, а ехать, даже древнему человеку логика подсказывала — вперед и прямо! И именно на пересечении таких прямых линий и возникали постоялые дворы, корчмы и прочие заведения для обслуживания путников, которые затем разрастались до торговых местечек, городов, мегаполисов, государств.

000R-3-4-4.

Нашей стране в этом отношении, прямо скажем, повезло. Каждый школьник знает: волею случая Беларусь оказалась на перекрестке не только европейско-азиатских, но и многих других важнейших торговых путей.

Но что везут и куда едут через нашу страну? Сколько зарабатываем мы на транзитном деле? Эффективно ли используем логистический потенциал нашей экономики? 

Если судить по цифрам, то в нынешнем году доходы от транзита в сфере транспорта составляют 58,4 процента. Транзит нефти составляет 10%, газа — 31,6%. Всего же в денежном выражении от всего потока наше Правительство рассчитывает получить к концу года более полутора миллиардов долларов. Из них, в частности, 150 миллионов — за транзит черного золота, 476 миллионов — за газ, 879 миллионов — за транспортные услуги. Основу транзитных потоков, проходящих через нашу территорию, составляют внешнеторговые грузы России, а также Казахстана. Нефть и нефтепродукты, каменный уголь, минеральные удобрения, древесина, черные и цветные металлы… Именно это богатство ежедневно и при любой погоде «течет» через нашу страну в Евросоюз. Обратный товарный поток тоже впечатляющий. 

А вот с перевозками людей есть нюансы. Повышение стоимости проезда на железнодорожном транспорте тут же отразилось на количестве пассажиров. Летать самолетом сразу стало не только быстрее, но и выгоднее. И недобор транзита пассажиров железнодорожным транспортом пока довольно существенный. Живет, правда, надежда, что ситуацию немного исправят новогодние праздники.

Есть в транзитных потоках, проходящих через нашу страну, и другие проблемы. Особенно политические. Перенос экспортных направлений России и Казахстана с рынков Евросоюза на Азиатско-Тихоокеанский регион уже серьезно сказывается на транзите грузов через Беларусь. 

И это еще раз подтверждает старую истину: худой мир всегда намного лучше хорошей ссоры. А внезапно вводящиеся различные взаимные «санкции» в торгово-транзитном деле просто противопоказаны. Ведь именно они уже подтолкнули Россию переориентировать свои грузовые потоки с портов Литвы, Латвии, Эстонии на Ленинградскую область, где в очень быстром темпе строятся современные логистические терминалы. А раз строят, значит, и возить будут активно. 

Имеются и другие неразвязанные «узлы» в транзитных потоках через нашу страну. Устранить их призвана новая госпрограмма развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016—2020 годы, принятая недавно. В ней много пунктов, но суть можно выразить в нескольких словах: Беларусь будет делать все возможное, чтобы при любых политико-экономических «бурях» оставаться очень привлекательной для всех транзитной страной. Удобной. Предсказуемой. Надежной.

И новая программа уже наполняется конкретным содержанием. Например, недавно наша страна была не только почетным гостем, но и крайне заинтересованным лицом на пятом саммите глав правительств Центральной и Восточной Европы и Китая («16+1»), который проходил в Риге. И там наш Премьер-министр Андрей Кобяков еще раз напоминал зарубежным коллегам: самое короткое логистическое плечо проходит через Минск. Причем это касается не только Евросоюза и ЕАЭС, но и транспортного коридора Адриатика — Балтика — Черное море. Плюс ко всему в Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень» вскоре войдет в строй крупный логистический комплекс, который будет «увязан» с прибалтийскими портами.

Немало и других аргументов в нашу пользу. Будем надеяться, что и наши зарубежные партнеры поймут главное: белорусское транзитное плечо по-прежнему самое прямое, короткое и крепкое. 

stasev@sb.by

Фото newsy-world.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Новости