Сколько Беларусь зарабатывает на транзитном деле и может ли зарабатывать больше

Время развязать транзитные узлы

Современная наука знает все. Она даже доказала, что из всех живущих на земле видов только homo sapiens, то есть человек разумный, умеет рисовать прямые линии. Ученым, в принципе, можно было и не проводить глубокие исследования, чтобы прийти к такому выводу. Ведь история всего человечества развивалась в поисках кратчайших путей то в Индию, то в Америку и прочие дальние манящие страны. А там, где можно было не плыть, а ехать, даже древнему человеку логика подсказывала — вперед и прямо! И именно на пересечении таких прямых линий и возникали постоялые дворы, корчмы и прочие заведения для обслуживания путников, которые затем разрастались до торговых местечек, городов, мегаполисов, государств.

000R-3-4-4.

Нашей стране в этом отношении, прямо скажем, повезло. Каждый школьник знает: волею случая Беларусь оказалась на перекрестке не только европейско-азиатских, но и многих других важнейших торговых путей.

Но что везут и куда едут через нашу страну? Сколько зарабатываем мы на транзитном деле? Эффективно ли используем логистический потенциал нашей экономики? 

Если судить по цифрам, то в нынешнем году доходы от транзита в сфере транспорта составляют 58,4 процента. Транзит нефти составляет 10%, газа — 31,6%. Всего же в денежном выражении от всего потока наше Правительство рассчитывает получить к концу года более полутора миллиардов долларов. Из них, в частности, 150 миллионов — за транзит черного золота, 476 миллионов — за газ, 879 миллионов — за транспортные услуги. Основу транзитных потоков, проходящих через нашу территорию, составляют внешнеторговые грузы России, а также Казахстана. Нефть и нефтепродукты, каменный уголь, минеральные удобрения, древесина, черные и цветные металлы… Именно это богатство ежедневно и при любой погоде «течет» через нашу страну в Евросоюз. Обратный товарный поток тоже впечатляющий. 

А вот с перевозками людей есть нюансы. Повышение стоимости проезда на железнодорожном транспорте тут же отразилось на количестве пассажиров. Летать самолетом сразу стало не только быстрее, но и выгоднее. И недобор транзита пассажиров железнодорожным транспортом пока довольно существенный. Живет, правда, надежда, что ситуацию немного исправят новогодние праздники.

Есть в транзитных потоках, проходящих через нашу страну, и другие проблемы. Особенно политические. Перенос экспортных направлений России и Казахстана с рынков Евросоюза на Азиатско-Тихоокеанский регион уже серьезно сказывается на транзите грузов через Беларусь. 

И это еще раз подтверждает старую истину: худой мир всегда намного лучше хорошей ссоры. А внезапно вводящиеся различные взаимные «санкции» в торгово-транзитном деле просто противопоказаны. Ведь именно они уже подтолкнули Россию переориентировать свои грузовые потоки с портов Литвы, Латвии, Эстонии на Ленинградскую область, где в очень быстром темпе строятся современные логистические терминалы. А раз строят, значит, и возить будут активно. 

Имеются и другие неразвязанные «узлы» в транзитных потоках через нашу страну. Устранить их призвана новая госпрограмма развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016—2020 годы, принятая недавно. В ней много пунктов, но суть можно выразить в нескольких словах: Беларусь будет делать все возможное, чтобы при любых политико-экономических «бурях» оставаться очень привлекательной для всех транзитной страной. Удобной. Предсказуемой. Надежной.

И новая программа уже наполняется конкретным содержанием. Например, недавно наша страна была не только почетным гостем, но и крайне заинтересованным лицом на пятом саммите глав правительств Центральной и Восточной Европы и Китая («16+1»), который проходил в Риге. И там наш Премьер-министр Андрей Кобяков еще раз напоминал зарубежным коллегам: самое короткое логистическое плечо проходит через Минск. Причем это касается не только Евросоюза и ЕАЭС, но и транспортного коридора Адриатика — Балтика — Черное море. Плюс ко всему в Китайско-белорусском индустриальном парке «Великий камень» вскоре войдет в строй крупный логистический комплекс, который будет «увязан» с прибалтийскими портами.

Немало и других аргументов в нашу пользу. Будем надеяться, что и наши зарубежные партнеры поймут главное: белорусское транзитное плечо по-прежнему самое прямое, короткое и крепкое. 

stasev@sb.by

Фото newsy-world.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter