Почему 2023-й стал годом падения легенды о непобедимости Запада

Время развенчивать мифы

Современное общество, считающее себя научно-рациональным, тем не менее продолжает воспринимать мир через призму мифологического сознания. Правда, в современных мифах вы не увидите Зевса, Прометея и кентавра Хирона из знакомых всем древнегреческих легенд, зато их место с успехом заняли бренды и идеологемы, которые по степени влияния и мифологизированности образа уж точно не уступают далеким античным предкам.

Сбой пиарщиков

Определимся с тем, что есть современный миф: это целенаправленное искажение реальности для выполнения конкретной задачи — рекламной или пропагандистской. Впервые обретение мифом своей нынешней формы и содержания стало изучаться на Западе, где в 1956 году исследователь Ролан Барт в работе «Миф сегодня» впервые осмыслил факт мифологизации сознания больших масс людей и определил, что «любую вещь можно вывести из ее замкнутого, безгласного существования и превратить в слово, готовое для восприятия обществом».
Двумя важными признаками современного мифа является его искусственное происхождение и отчетливая рекламная цель: создатель мифа «продает» аудитории товары и идеи, сознательно искажая их реальные характеристики и ценность.
Исследования в этой области неслучайно начались на Западе. 

К середине ХХ века стало понятно, что в новом поствоенном мире прежние колониальные методики все чаще дают сбои. Западным пиар-технологам нужно было решить задачу со звездочкой: как сделать так, чтобы в будущем приходилось вести как можно меньше классических колониальных войн и по возможности не вступать в мировые конфликты, при этом продолжая грабить половину мира. На помощь и пришла теория мифов, которая помогла создать образ Запада как цитадели демократии, носителя всех возможных добродетелей и фактически рая на земле.
Подобно тому как герои саги Толкиена преклонялись перед эльфами, а наградой за спасение мира для Бильбо и Фродо стало переселение на Заокраинный Запад, и в реальном мире был создан образ идеальной американской «цивилизации» и все мечты и чаяния жителей большей части планеты сводились к подражанию этому примеру.
Однако любой миф со временем подвергается деконструкции, и совокупность современных мифов не является исключением. Для части белорусов, подвергшихся тлетворной обработке западными НКО, таким рубежом стала неудачная попытка «цветной революции», которую обработанная как следует западными кураторами толпа пыталась совершить в нашей республике. Естественной реакцией властей и здоровой части общества стал не только демонтаж системы западного влияния внутри Беларуси, но и старт кампании по развенчиванию мифов, созданных нашими идейными противниками по ту сторону железного занавеса 2.0.

В некотором смысле Беларусь и ее лидер стали провозвестниками новой эпохи, один из символов которой — деконструкция западных мифов. В этом плане текущий год является весьма успешным, поскольку прямо сейчас рассыпаются в прах две главные парадигмы западного мира — убежденность в неуязвимости и сокрушительной мощи своего оружия и вера в непогрешимость экономического гения. Однако первая сгорела жарким летом 2023-го под запорожским Работино, а вторую с методичностью и беспристрастностью парового молота добивает целый ряд государств, в котором свое место есть и у Беларуси.

Сломанные мечи

Пожалуй, начнем с военного аспекта, который в условиях глобальной нестабильности, размораживания старых конфликтов и появления новых горячих точек становится приоритетным. Не зря в последнее время Александр ­­Лукашенко уделяет столько времени развитию отечественного ВПК и контролю за внедрением современных тактик ведения боевых действий.

Создание образа лучшего в мире оружия — давняя забава западных пропагандистов. Еще во время Второй мировой войны ведомство Геббельса усиленно работало над мифом о танках Tiger I и Panther, тяжелых самоходках Ferdinand.
Тогда реальность быстро расставила все по местам: гитлеровская техника оказалась серьезным противником, однако отнюдь не всемогущим. Только на Курской дуге в июле — августе 1943‑го было безвозвратно потеряно 73 «Тигра», а потери «Фердинандов» в этом же сражении и вовсе составили более трети от изготовленной 91 машины.
Спустя 80 лет ситуация повторилась, только за рычагами гордости немецкого танкопрома Leopard 2 оказались не эсэсовцы «Мертвой головы» и «Лейбштандарта Адольф Гитлер», а набранные по мобилизации украинцы. Впрочем, это ничего не изменило: несмотря на бравурные заявления о том, что из 71 германского танка в составе ВСУ вышли из строя лишь пять, очевидно, что их больше. По данным Минобороны России, за все время неудачного контрнаступления было поражено несколько десятков бронемашин этого типа. Не все из них потеряны безвозвратно, однако и процент восстанавливаемых танков пока невысок: в конце июля на завод Bumar-Labedy в польском Гливице было доставлено два подбитых Leopard 2А4, из которых Украине пока вернули только один. Судя по видео из зоны боевых действий, ВСУ испытывают проблемы с вывозом подбитых машин с поля боя: во-первых, российская армия старается не допустить попадания машин в руки ремонтников, во-вторых, тяжелые танки нередко требуют целой операции с привлечением нескольких БРЭМ, которых у ВСУ хронический дефицит.

На дворе уже октябрь, а американских Abrams на фронте как не было, так и нет. Обычно словоохотливые пропагандисты киевского режима молчат будто в рот воды набрали, да и американские оружейные дельцы не спешат хвастаться участием машин в боях. Последняя новость датирована 25 сентября, когда министр обороны Умеров поблагодарил Вашингтон за досрочную поставку. С тех пор — мертвая тишина. Учитывая масштабный пиар во время поставок британских Challenger 2, возникает предположение, что в самоубийственном наступлении использовать американские танки украинцам просто-напросто запретили.

Оружейные идолы

Одной из главных черт мифологизированного сознания является создание идолов, то есть наделение конкретных предметов физического мира сверхъестественными характеристиками. Украина за время СВО прошла несколько циклов «создание — разочарование».
Сперва был ПТРК Javelin и богохульные иконы со святой Джавелиной, затем пришло время РСЗО HIMARS и системы ПВО Patriot. Теперь режим Зеленского истинно верит в то, что его спасут поставки истребителей F-16. Правда, глава Пентагона Ллойд Остин уже огорошил своих украинских вассалов, что эти машины вступят в бой не раньше весны, а Бельгия так и вовсе заявила, что начнет поставки не ранее 2025 года.

Впрочем, не украинским фронтом единым развенчивается миф о неуязвимых образцах вооружения. Новая арабо-израильская война, начавшаяся 7 октября, уже дала обильную пищу для размышлений военным экспертам. В частности, прозванный самими израильтянами «самым защищенным в мире» танк Merkava на деле оказался совершенно не приспособлен к ведению современной войны с широким применением противником беспилотников с устройствами для сброса, FPV-дронов и ПТУР. Система активной защиты Trophy, представлявшаяся разработчиками едва ли не как гарантия живучести танка, пока показывает эффективность примерно в 50 процентах случаев. Учитывая, что в ближайшей перспективе танковым бригадам ЦАХАЛ придется вести бои в плотной городской застройке сектора Газа, их потери могут возрасти кратно.

Полно брешей оказалось и в системе ПВО. Так, например, в арсенале израильской армии нет эффективного средства обнаружения и поражения мотопарапланов, а «Железный купол» был пробит одновременной атакой хакеров на линии связи и массированным пуском ракет из Газы. Не на высоте оказался штатовский Patriot и новейшая система David’s ling, которые не смогли отразить удары ракетами «Айяш-250».

Экономика нового мира

Вторым откровением этого года стала уязвимость экономических систем Запада, которые ранее превозносились чуть ли не как идеальный комплекс обеспечения благополучия европейцев и американцев.
С 2021 года страны БРИКС стабильно увеличивают свою долю в общемировом ВВП.

В апреле были опубликованы данные, согласно которым «пятерка» стала обеспечивать 31,5 процента ВВП планеты, в то время как G7 — 30,7 процента.
Признаком разрушения западного экономического чуда, которое функционировало за счет дешевых энергоресурсов из России и эксплуатации трудовых ресурсов Азии и Африки, стала дефрагментация рынков. Однополярная система представляла собой иерархию, в которой США и ЕС продвигали научный прогресс и служили потребителями товаров, производимых в Китае, Индии и других странах, а РФ обеспечивала сырьем и энергией этот процесс. Однако становление многополярного мира деконструировало и этот миф, показав, что Китай — давно не сборочный цех, а Россия — не бензоколонка.
Согласно независимым исследованиям, при общем ВВП 35 триллионов долларов страны Запада получают еще около 10 триллионов, используя механизмы неэквивалентного обмена в мировой экономике, говоря же по-простому, выкачивая эти средства из бюджетов развивающихся стран.
Деконструкция экономического мифа приводит к двум последствиям. С одной стороны, экономики стран, прежде зависевших от Запада, высвобождаются, государства получают возможность самостоятельно выбирать те объединения, состоять в которых считают выгодным. Из этого фактора органически происходит также возможность вести расчет в национальных валютах, которая расшатывает главную опору мифа в реальном мире — гегемонию доллара.

С другой стороны, правящие круги Запада видят, как стремительно рассыпается в прах созданный ими грандиозный воздушный замок, что вызывает их реакцию. Она заключается в разжигании конфликтов по всему миру с целью отвлечь прогрессивные силы от единой цели разрушения однополярной системы. Эта зависимость была выведена американским профессором экономики Ричардом Вольфом. Исследователь указал, что с 1991 по 2021 год доля США в общемировом ВВП упала с 21 процента до 15,7. В то же время вклад Китая вырос с 4,3 процента до 18,6. И в этот же период Америка развязала рекордное количество конфликтов по всему земному шару: в Ираке, Югославии, Афганистане, странах Магриба и Ближнего Востока. Апогеем процесса уже в наши дни стали украинский кризис и израильско-палестинское столкновение.

Деконструкция мифов — зачастую болезненный, но необходимый процесс.
Внимательный читатель вспомнит, как сжимались вокруг Беларуси тиски враждебной пропаганды и как стало легко на душе, когда они пали. В моменте нам, возможно, было тяжело, и как обществу, и как государству, но какие перспективы открылись перед Беларусью!
Согласитесь, быть в авангарде свободного мира, стоять плечом к плечу с Россией и Китаем — это стоит того, чтобы из мира мифов шагнуть в реальность.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter