Время потеснить бутылочные бастионы

Медики уже давно твердят: пора ограничить доступность спиртного!..

Медики уже давно твердят: пора ограничить доступность спиртного! Тем не менее в каждом более или менее крупном магазине 15 — 20 процентов ассортимента — именно алкогольная продукция. Да еще нужно поискать, чтобы она была выставлена, как в советские времена, в специальном отделе или хотя бы на отдельной витрине. Сплошь и рядом стоит по всему торговому залу! Пока выбираешь стиральный порошок и кондиционер для белья, детишки изучают этикетки на пивных бутылках. А то и на вине, водке, ведь ящики с ними ставят так, чтобы покупатель буквально цеплялся за них, куда бы ни пошел. Покупаешь рыбу и пельмени — краешком глаза видишь коробки с шампанским, оказываешься в отделе посуды — и здесь упаковки с вином. В общем, алкоголь повсюду. Корреспонденты «СБ» в очередной раз убедились в этом, пройдясь вместе с главным наркологом Минздрава Сергеем Осипчиком по минским магазинам. После чего решили: предложение врачей организовать торговлю винно–водочной продукцией только в специальных магазинах более чем рационально и своевременно.


Товар совсем не первой необходимости


Первым делом мы заглянули в один из популярных магазинов на Немиге. Заходим в зал, и сразу бросается в глаза контраст: слева — йогурты, творог и другая «молочка», справа и прямо по курсу — алкоголь. В общем, если уж попал в магазин, этих витрин никак не миновать. Заворачиваем к кассам: буквально в полуметре от них бутылки с пивом, затянутые в термопленку. Думается, их здесь разместили для тех, кто ненароком забыл захватить «свои 0,5» в зале. Мол, ну не в силах наши люди отказать себе в удовольствии вечерком после работы. А тут — бери! Бок о бок с крупами, мукой, сахаром и другими продуктами, без которых на кухне не обойтись. А такого, по мнению Сергея Осипчика, быть не должно:


— Алкоголь — это не товар первой необходимости. Может человек без него прожить? Может! Но алкоголь почему–то стоит в общем зале. Где ходят дети. И с ранних лет воспринимается как товар первой необходимости, а его покупка — как норма.


— А если еще предлагают и скидки? — спрашиваю и вспоминаю, как сама решила купить бутылку белого вина в магазине лишь потому, что стоила она на 20 процентов дешевле обычного. Ох и привлекательна же эта кричащая надпись «скидка»!


— Снижение цены — это всегда стимулирование покупки. Скидок на вина, водку, пиво попросту быть не должно! — категоричен мой собеседник.


Губит людей тара


А этот супермаркет расположен недалеко от площади Бангалор. Здесь отовариваются студенты близлежащих общежитий, жильцы всех окрестных многоэтажных домов. Тоже ощущение, что к пиву здесь отношение особое. То там то тут ящики с «пенным». У касс — паллеты с так называемым женским легким пивом в красивых бутылочках. С виду напоминает лимонад, оттого детишки к нему тянутся и просят родителей купить. Те в смущении оглядываются по сторонам и берут... для себя, правда.


Что касается винно–водочного отдела, то, по словам Сергея Ивановича, магазин на полпути к тому, как должно быть. В идеале алкоголь нужно продавать в отдельном помещении. Расположенном, скажем, в двух остановках от крупных торговых центров. Это так называемое ограничение шаговой доступности. Медики убеждены: стоит убрать спиртное из торговых залов — и через пару лет результат будет налицо. Ну а пока... Крепкий алкоголь — лишь в отдельном закутке, куда мы и направляемся. На полках пестрят разноцветные этикетки с заманчивым вопросом «Ну что?». Это название у водки такое. Типа «ну что, будешь?» «Конечно, буду!» — мысленно соглашается проходящий мимо паренек и кладет в корзинку бутылку. Сергей Иванович негодует:


— Это же нарушение закона о рекламе, в котором есть такой пункт, как косвенное стимулирование покупки алкоголя! Призывом на этикетках Минздрав уже заинтересовался. Мы давали заключение по оформлению этого продукта и направили его в Минторг. Ждем реакции. Пока с продажи эту водку, как видим, не сняли...


Нарколог внимательно изучает этикетку: на ней указаны производитель, объем, крепость. Внизу мелким шрифтом: «Противопоказан детям, подросткам до 18 лет, беременным женщинам, людям с заболеваниями внутренних органов и нервной системы».


— Эта надпись, я считаю, должна занимать не менее трети этикетки. Как на сигаретных пачках, — резюмирует главный специалист Минздрава.


Дальше — больше. На витрине красуются граненые стаканы с закручивающейся крышкой. «Водку только привезли!» — объясняет продавец. Что и говорить, в лишней рекламе этот товар не нуждается. Во–первых, не слишком дорогой: литр молока стоит разве что на пару тысяч дешевле. Во–вторых, форма упаковки явно рассчитана на то, чтобы сократить время от момента входа в винно–водочный отдел до самого момента выпивки. Есть покупатели, которые опрокинут такой вот стакан буквально по дороге до подъезда...


К слову, об упаковке. До сих пор у нас в почете пластмассовая тара для пива. И снимать с продажи пластмассовые «полторашки» и иже с ними не спешат. Хотя, по словам Сергея Ивановича, лучше бы пиво разливали только в стекло. А то выходит, что алкоголь употребляют какими–то невероятными порциями: сразу по два, два с половиной литра. Выпьешь одну такую бутылку пива 5,2 процента оборотов — считай, влил в себя пол-литра водки!


Можно чокнуться


Не только в крупных торговых центрах вино, водка и пиво у всех на виду. Только мы вошли в небольшой магазинчик за оперным театром — сразу натолкнулись на до боли знакомую витрину. Почему около 15 процентов от общего ассортимента составляет алкоголь, понятно. Его продажа небольшим магазинчикам приносит львиную долю прибыли. Это заставляет задуматься: а если вино, водку и пиво станут продавать только в специализированных магазинах, не начнут ли они расти как грибы? Выгодно же! Поэтому, считают и врачи, и сотрудники милиции, непременно нужно озаботиться и ценами. Но к этому вопросу тоже надо подходить осторожно: ведь чем выше стоимость спиртного в магазине, тем чаще зелье начинают производить на дому и пить всякую дрянь. И тем выше вероятность появления теневого оборота спиртосодержащей продукции со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.


Мне стало известно, что в ближайшее время нас ожидает новая ограничительная мера на пути алкоголя. Министерство здравоохранения собирается поставить перед Правительством вопрос о повышении до 21 года возраста, с которого можно будет приобретать спиртное. Генпрокуратура уже направила в Совет Министров подобное предложение, мотивируя его тем, что именно с 18 до 21 года у человека формируется культура употребления алкогольных напитков. Поэтому так важно обезопасить молодых, которые за это время могут запросто пристраститься к выпивке.


Нововведения в законодательстве могут появиться уже в нынешнем году. Что же касается организации отдельных магазинов со спиртным — это дело требует времени. Сейчас, по словам Сергея Осипчика, немало сил уходит на возвращение к нормальной жизни тех, кто уже попал в зависимость от зеленого змия: есть реабилитационные центры, программы для алкоголиков, лечебно–трудовые профилактории. А вот продажа алкоголя, увы, из–под контроля уходит. Нужно обуздать хмельные потоки. Пока не поздно.


Справка «СБ»


По данным Минздрава, у нас сейчас около 178 тысяч хронических алкоголиков. Цифра эта условная, ведь десятки тысяч регулярно пьющих не состоят на учете у наркологов.


Кстати


К 2015 году потребление алкоголя в стране планируется снизить до 10,5 литра чистого спирта на человека в год. Сейчас эта цифра держится на уровне 13,2 литра. Для сравнения: россияне выпивают почти 16 л, украинцы — 15,6, а молдаване — 18,2 литра!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter