Александр Тихонович о том как проходит детский музыкальный конкурс «Витебск-2013»

Время петь о любви

Жюри детского музыкального конкурса "Витебск-2013" возглавил народный артист Беларуси Александр Тиханович

В СУДЕЙСКОЙ комиссии XI Международного детского музыкального конкурса "Витебск-2013" произошли изменения. На днях первый заместитель министра культуры Беларуси Владимир Карачевский поведал журналистам: вместо Ядвиги Поплавской председателем жюри конкурса юных звездочек будет ее супруг - Александр Тиханович. В интервью "СОЮЗу" народный артист Беларуси оценил шансы конкурсантов на победу, посетовал на отсутствие врожденной педагогической жилки и объяснил, почему предпочитает работать исключительно со взрослыми артистами.


- Представляете, за сорок лет творческой карьеры я еще ни разу не был председателем жюри. В разные годы был в составах комиссий районных, областных, республиканских и международных конкурсов, но вот председательствую впервые. Ответственность вдвойне высока - уровень у конкурса ого-го какой! Надеюсь, конечно, на свой профессиональный опыт и продюсерское чутье.


- Александр Григорьевич, ваши коллеги по профессиональной сцене говорят, что судить детские конкурсы в разы тяжелее взрослых. Наградить хочется всех, но первое место только одно...


- Конкурс есть конкурс. Всегда кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. Если ребенок пришел на песенные соревнования, значит, его решение было осознанным. И он должен понимать, что судьи оценивают его в первую очередь как артиста. Поэтому нужно не только иметь хорошие вокальные данные, но и обладать артистизмом, харизмой. Конкурсы вроде "Славянского базара" и детского "Евровидения" - это прекрасный старт для будущей карьеры. Кроме того, это и незабываемые впечатления, которые, уверен, сохранятся у ребят на всю жизнь. Я сам в юности участвовал во множестве вокальных конкурсов и до сих пор помню те эмоции переполняющего восторга и искреннего счастья.


- Одно время много говорили о том, что стоит изменить концепцию детского фестиваля и сделать не конкурс, а просто смотр песни. Без первых, вторых и обидных третьих мест. Как вам эта идея?


- Не очень. Ведь вся прелесть фестиваля в Витебске и заключается в вокальных конкурсах. Соревновательный дух только подстегивает и раззадоривает участников. А так что? Выступили, получили одинаковые дипломы, разъехались по домам? Вне конкурентной среды у ребят не будет стимула показать себя с лучшей стороны. Конкурсант должен всегда быть настроен на победу. Иначе участие не будет иметь смысла.


- Обратная сторона любого конкурса такова, что через какое-то время победители так или иначе забываются. На смену приходят новые герои, и так продолжается бесконечно.


- Согласен. Но так происходит потому, что у детей просто нет возможности развиваться дальше. Часто получается, что педагоги привели ребенка к победе, помогли завоевать приз и ушли в поисках новых талантов. А дитя, таким образом, остается один на один с шоу-бизнесом. Я могу привести пример единственного на моей памяти исключения из правил - телепроекта канала ОНТ "Я пою". На мой взгляд, это самая лучшая программа, которую когда-либо делало белорусское ТВ. Она дает шанс деткам не только на постепенное восхождение на музыкальный Олимп, но и представляет собой благодатную почву для формирования юных талантов. И самый главный момент - телеканал не забывает о своих маленьких звездочках. Они принимают участие в концертах, творческих вечерах, телесъемках... Все это стало возможным благодаря одному человеку - директору дирекции спецпроектов канала ОНТ Анжелине Микульской. Это ее кропотливая работа. И я вижу в глазах этого человека, что делает она это не ради галочки в отчете, а по зову и искреннему велению сердца.


- Вы заметили тенденцию: возраст участников детских конкурсов песни с каждым годом становится все меньше, а репертуар при этом - все взрослее?


- Вы правы, современные дети хоть и маленькие, но уже очень взрослые. Петь о любви в 14 лет позволительно, но в 5 - 6 - рановато. Здесь дело в грамотно подобранном репертуаре. Педагоги по вокалу всегда должны помнить об этом и не стараться делать ребенка взрослым. Он таким еще станет.


- У вас с Ядвигой Константиновной свой продюсерский центр. Но вы работаете только со взрослыми артистами. Почему?


- Это отдельное направление - преподавание музыки. Мы с Ядей много гастролируем, поэтому не можем позволить себе вплотную заниматься работой с маленькими артистами. А встречаться и обучать их раз в месяц - непрофессионально и непродуктивно. Кроме того, у любого преподавателя должна быть педагогическая жилка. У меня такой, к сожалению, нет. Взять с бухты-барахты маленького человечка, позаниматься с ним и через какое-то время оставить на произвол судьбы - так нельзя. Этим человеку можно и жизнь сломать.


- Как-то вы говорили, что первостепенная задача детских конкурсов "Славянский базар" и "Евровидение" - не только открывать молодые имена, но и не давать им затухать. Прогресс в этом деле уже наметился, как думаете?


- После распада Советского Союза у нас появился вакуум молодых артистов, который, как оказалось, и заполнить-то нечем. Я искренне верю, что участники детских конкурсов - наше молодое музыкальное будущее. Если ребята не будут лениться и станут прикладывать определенные усилия, то через пару-тройку лет станут достойными представителями эстрады, вот увидите. Приведу пример Украины и Таисии Повалий. Много лет назад она стала обладательницей Гран-при "Славянского базара". Сегодня Таисия - прима украинской сцены. При этом она не забывает фестиваль, который когда-то помог дать старт ее карьере, и приезжает с концертами в Витебск практически каждый год.


- В этом году организаторы "Славянского базара" объявили, что меняют формат проведения праздника. А нуждается ли этот четко отлаженный за 22 года механизм в изменениях?


- Фестиваль как живой организм, он постоянно должен меняться и совершенствоваться. При этом следует чтить традиции. Мне жаль, что в этом году отменили традиционные Дни культуры Беларуси, России и Украины. Но с другой стороны, вместо них сделали прекрасный День Союзного государства с очень сильной праздничной программой. "Изюминкой" же витебского фестиваля считаю конкурс молодых исполнителей. Он по-прежнему остается таким же профессиональным, как и два десятка лет назад. Спасибо организаторам за то, что не стали двигаться в сторону всепоглощающего масс-культа и не превратили конкурс в дешевое шоу спецэффектов.


- Ваш день рождения каждый год выпадает на период проведения "Славянского базара". Помню, с каким размахом вы отмечали свое шестидесятилетие. В этом году планируете что-то особенное?


- Я стараюсь вообще ничего не планировать. Все, как правило, происходит экспромтом, юбилеи не в счет. Для меня "Славянский базар" - это встречи со старыми друзьями, возможность побывать на родине родителей (они родом из Витебской области), сила притяжения Летнего амфитеатра, улыбки и любовь зрителей. "Славянский базар" - это ежегодный праздник души. Дай бог ему еще многих-многих лет жизни и процветания.


CULTURA@SB.BY

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter