Из исторического Слонового зала Мирского замка сделали гардероб

Время от кутюр

Из исторического Слонового зала Мирского замка сделали «гардероб»...

Из исторического Слонового зала Мирского замка сделали «гардероб». На манекенах — модные тенденции сезонов осень — зима и весна — лето, начиная с восстания декабристов и заканчивая началом XX столетия. В дымке тюля и муслина — целый век моды: бальные и вечерние платья, шляпки и перчатки, украшения и аксессуары, шкатулки и флакончики для духов. Всю эту роскошь более трех десятков лет собирал и бережно хранил минчанин Игорь Сурмачевский. На днях его коллекция получила новое место прописки: до 30 мая вековые кружева окутают всех посетителей старого замка, после чего многослойные платья вновь отправятся в кладовые и сундуки.

 


Выставка «Дух времени и роскоши», как лента модной хроники. Здесь каждый шов «от кутюр». В Мире Сурмачевский представил 17 нарядов, в которых светские дамы щеголяли в позапрошлом веке. Тогда законы стиля, как, впрочем, и сегодня кроила Франция. Первым с авеню Монмартр к Сурмачевскому попало черно–зеленое платье «куль де пари» с оригинальным лейблом, датированным 1880 годом. Антиквар приобрел его на одном из аукционов в 1984 году. Сейчас в коллекции уже более сотни старинных вещиц. Часть из них куплена на аукционах, часть найдена на барахолках и блошиных рынках. Скажем, созданный вручную из бисера и речного жемчуга головной убор XIX века, который носила неизвестная истории барышня Русского Севера, коллекционер заприметил несколько лет назад на антикварном базаре в московском Измайлово. Аксессуар обошелся Сурмачевскому в 300 долларов. Сегодня минимальная цена подобного раритета превышает эту сумму в несколько десятков раз.


Еще одна гордость коллекции — шелковое свадебное платье образца 1913 года — попала к Сурмачевскому прямо из Нью–Йорка. Этот лот коллекционер называет одним из своих самых удачных: к платью прилагались не только сопутствующие аксессуары и обувь невесты, но и ее фотография в наряде в день венчания. На снимке рядом с манекеном — молодая красавица в подвенечном платье, задумчиво смотрящая вдаль. Коллекционер уверен, что платье на фото выглядит прекрасно, но карточка не передает и сотой доли нежности тончайшего шелка:


— Как можно представить хрупкость натурального муслина или тафты по рисунку или фотографии? А изумительную ручную работу парижских модисток XIX века, где каждый стежок был выверен до миллиметра? Только почувствовав в руках шероховатость материала, можно узнать всю ценность и неповторимость каждого наряда.


Директор музея «Замковый комплекс «Мир» Ольга Попко отметила, что подготовка к выставке проходила непросто. Нынешний 42–й размер, на который рассчитаны стандартные модельные манекены, оказался слишком большим для барышень Викторианской эпохи. А потому каждый из них пришлось «подгонять» под стать старинным платьям при помощи рубанка. Размер ноги барышни прошлого столетия тоже имели соответствующий, самый спрос в XIX веке приходился на обувь маркировки 34 — 35. Ольга Попко смеется:


— Шарлю Перро было с кого писать героиню своей сказки о Золушке. Кажется, что все девушки той поры были изящными феями, с затянутым в атлас или бархат тончайшим станом. Даже названия самих тканей звучат, как музыка. Вы только вслушайтесь: муар–антик, тафта шанжан, шелк–шине, линобатист, кружева шантильи...


Расставаться с вещами Сурмачевский  не любит. Исключение сделал разве что для Мирского замка: одно из платьев пополнило коллекцию костюма замка–музея. Желтый карнавальный наряд эпохи правления дома Романовых в будущем станет достойным украшением замковой экспозиции. Ольга Попко хочет пойти еще дальше — создать полноценную галерею аристократического искусства. Пока же многие раритеты музей берет на депозит. Например, Игорь Сурмачевский  предоставляет музею вещи для экспозиции на безвозмездной основе:


— Я не Плюшкин, чтобы собирать антиквариат и разглядывать его в одиночестве при задернутых шторах. Предметы из моей коллекции выставлены во многих музеях. Но иногда я забираю их домой «отдохнуть». Скажем, все платья в конце мая вернутся обратно в кофры. От солнечного света шелк разлагается, платье может элементарно рассыпаться. Но обещаю: как только наряды «отдохнут», выставка получит свое продолжение. Где и когда — скоро решим.


Советская Белоруссия №242 (24379). Вторник, 24 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter