Во Дворце искусства открылась «Триеннале молодых художников»

Время молодых

Вчера во Дворце искусства открылась «Триеннале молодых художников» . Выставка-конкурс республиканского масштаба, проводящаяся впервые под эгидой Министерства культуры, Национального исторического музея и Белорусского союза художников, по замыслу близка к идее национальной премии в области изобразительного искусства с важной поправкой: упор здесь делается не на признанных «тузов», а на перспективную творческую молодежь.

Алесь Богданов — один из перспективных художников новой генерации, чьи работы представлены на триеннале.

Не секрет, что для ус­пеш­ной карьеры начинающему творцу в любой области требуется попасть в обойму — быть замеченным мэтрами, искусствоведами и критиками, которые скажут свое веское слово и поставят на работах одаренного новичка своеобразный знак качества. Именно эту функцию будет отныне выполнять триеннале, нацеленная на продвижение молодых талантов во всех областях изобразительного искусства — от живописи до монументальной скульптуры, от инсталляций до кураторских концепций и исследований в области искусствоведения. 

— Национальный исторический музей занялся проведением «Триеннале молодых художников» по поручению Министерства культуры, и, честно говоря, я обрадовался, — признается директор НИМ Павел Сапотько. — Во-первых, интересный формат, во-вторых, впервые в Беларуси осуществляется полноценный проект, полностью отданный творчеству молодых. У нас 9 номинаций, в каждой из которых победитель получит премию размером в 60 базовых величин. Будет и приз зрительских симпатий. «Триеннале молодых художников» финансируется по линии Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016 — 2020 гг. 

Большой плюс конкурса в том, что внимание направлено не только на самих авторов, создающих произведения, но и на традиционно закулисную часть художественного мира: молодых исследователей-теоретиков, на кураторов — организаторов различных выставок и мероприятий. Правда, в первый год проведения заявок в категории искусствоведения и художественной критики, а также кураторских проектов оказалось немного. Что в целом легко объяснимо: большинство независимых кураторов Беларуси уже миновало заявленный для участия возрастной ценз (до 31 года), то же относится к искусствоведению. Творческая среда ждет появления молодых амбициозных критиков и организаторов из числа сегодняшних студентов творческих учебных заведений и готова оказывать им всяческую поддержку, но до серьезной конкуренции в этих областях пока далеко. 

Самой массовой номинацией традиционно стала «Живопись», заявки на конкурс шли из всех регионов Беларуси как от совсем юных дарований, переживающих пору студенчества, так и от молодых, но уже состоявшихся авторов: художников, сотрудников музеев, педагогов. 

В конкурсе 9 номинаций — от традиционных живописи, графики и скульптуры до арт-новаций. Инсталляция Христины Высоцкой.

Первый блин не вышел комом. Работы, рассказывают в НИМ, получили хорошие, интересные. Они вошли в каталог, специально изданный к открытию триеннале, задуманный как своеобразный справочник «Кто есть кто среди молодых художников». В числе участников как никому пока не известные, так и молодые, но уже именитые авторы. Например, Христина Высоцкая, Алеся Скоробогатая, Марина Аниськова, Алесь Богданов. 

Жюри будет работать непосредственно в период экспонирования выставки. В число экспертов вошел первый заместитель председателя Белорусского союза художников Глеб Отчик, заведующий кафедрой скульптуры БГАИ Владимир Слободчиков, искусствовед, лауреат премии «За духовное возрождение» Борис Крепак и другие признанные специалисты в области изобразительного искусства. Имена победителей «Триеннале молодых художников» назовут 23 августа на торжественной церемонии награждения.

На победу в республиканском конкурсе «Триеннале молодых художников» претендует около 150 работ. Конкурс проводится по девяти номинациям: «Скульптура», «Живопись», «Графика», «Монументальное и монументально-декоративное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Новация (арт-проект, инсталляция)», «Искусствоведение и художественная критика», «Кураторский проект в области изобразительного искусства» и «Зрительская симпатия». 

Начальник главного управления государственных специальных культурных мероприятий и профессионального искусства Министерства культуры Ирина Дрига: 

— Я думаю, для молодого художника, даже если он не станет победителем, подарок уже то, что он попал на такую выставку и в каталог конкурса. Мы надеемся, что проведение триеннале станет доброй традицией, потому что оно позволяет увидеть срез достижений нашей молодой школы искусства.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter