Время менять тактику интеграции

Когда мы говорим о проблемных вопросах интеграции Беларуси и России, то нередко упускаем из виду геополитический аспект. Предъявляя друг другу претензии и играя при этом такими звучными терминами, как «торговая война» и прочее, мы тем самым лишь нагнетаем страсти вокруг проблемы.

Между тем все недомолвки, трения, споры должны решаться исключительно на рабочем уровне, без раздувания «информационных бурь» вокруг них. Подход к геополитическому союзнику всегда должен быть взвешенным, без лишних эмоций. А в расчет следует принимать не только и не столько собственные экономические выгоды, сколько перспективы стратегического порядка.

Если мы взглянем на геополитическую ситуацию в мире, то становится понятно, что реализация амбициозных планов американских стратегов идет полным ходом. Их конечная цель – создание однополярного мира с ослаблением влияния России и Китая. Еще в 1952 году американскими спецслужбами был составлен план, который предусматривал расчленение СССР, а затем и Российской Федерации.
Для современной России любую из возникающих ситуаций надо рассматривать и оценивать через призму ее безопасности и геополитических интересов. И с этой точки зрения трудно переоценить значение Беларуси как самого надежного союзника и своеобразного форпоста российских интересов. Мы видим, какая ситуация складывается сегодня у западных границ Союзного государства. Польша и Чехия, а за ними и Румыния дали согласие на создание на своих территориях военных баз НАТО. Аргументы Запада о том, что «противоракетный щит» устанавливается с целью противостояния терроризму, не выдерживает никакой критики. Речь идет о том, что страны НАТО, наращивая военное присутствие возле наших границ, рассматривают территории восточноевропейских государств как потенциальный плацдарм для создания угроз против России, Беларуси и других стран СНГ. И это настораживает. Ни одна из входящих в Североатлантический блок стран не ратифицировала договор об обычных вооружениях. Новые члены альянса также не сократили вооружение в соответствии с этим договором, тем самым многократно увеличив могущество НАТО.
Кроме того, мы знаем, насколько неоднозначно отношение Евросоюза к России и Беларуси.
И изменений в лучшую сторону пока ожидать не приходится. В этом плане Союз Беларуси и России – чрезвычайно необходимое, выгодное, экономически и политически обоснованное партнерство.
Насколько хорошо наши военные умеют работать в одной связке, можно оценить по результатам их совместной деятельности в последние годы. Отрадно, что появился целый ряд новых проектов военно-технического сотрудничества, новых образцов техники и вооружения. Налажено плодотворное взаимодействие правоохранительных органов и спецслужб, хорошими темпами продвигается формирование единого миграционного пространства. 
Но отстоять геополитические интересы в современном мире одними лишь мускулами не удастся. Чтобы завоевать место под солнцем, нужна скоординированная экономическая политика, направленная на формирование конкурентоспособного мощного рынка. На этом направлении, конечно, хотелось бы видеть более весомые результаты. 
На мой взгляд, именно сейчас настало время поменять тактику интеграции. Она должна состоять в том, чтобы, не дожидаясь принятия Конституционного акта и единой валюты, поэтапно решать те вопросы, которые выгодны обеим странам, создавать правовое поле для равных условий деятельности хозяйствующих субъектов на территории Беларуси и России. Пока не созданы зона свободной торговли, таможенный союз, платежный союз, не решен вопрос об эмиссионном центре, нет смысла говорить о введении единой валюты.
Теперь что касается принятия Конституционного акта. Я являюсь участником всех групп по разработке этого документа с момента появления самой идеи – с декабря 1999 года. Оглядываясь на пройденный путь, скажу: сейчас осталось вопросов несоизмеримо меньше, а многие уже удалось решить. К примеру, следует ли вводить пост Президента Союзного государства или оставить в качестве руководящего органа Союза Высший государственный совет? Надо четко определиться с союзной собственностью. Необходимо создать такие условия, при которых она будет увеличивать бюджет Союзного государства.
Я не хочу даже говорить о необходимости ускорения этих процессов. Конституционный акт будет принят тогда, когда наши страны обретут полную уверенность в том, что с его принятием решатся все другие проблемы.
Наступившая пауза в строительстве Союзного государства не должна стать его остановкой. Сейчас необходима кропотливая, «черновая» работа по эффективной реализации совместных программ в различных отраслях экономики, снятию многих проблем в социальной сфере, унификации и гармонизации национальных законодательств. В этом плане большая роль принадлежит Парламентскому Собранию, которое должно проявлять больше инициативы, «проталкивая» решение конкретных вопросов.
Я глубоко убежден, что в ближайшее время Беларусь и Россия сделают новые шаги в развитии экономического сотрудничества, потому что никакие трудности и разногласия не могут поставить под сомнение объединение наших стран и народов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter