Как идет телефонный процесс? В этом корреспонденту СБ помогли разобраться специалисты РУП Белтелеком

Время менять номера

Как идет «телефонный» процесс? В этом корреспонденту «СБ» помогли разобраться специалисты РУП «Белтелеком»...

Два столетия назад, когда все начиналось с трубки Белла, а на первых телефонных станциях абонентов связывали вручную, никто и не предполагал, что к концу XX века городские телефоны станут простым предметом обихода, а уже в начале XXI поколение, помешанное на мобильной связи, и вовсе будет сомневаться в их необходимости. Но стационарные аппараты крепко держат свои позиции, только номера меняются, прирастая цифрами. Как было и как стало? Как вообще идет «телефонный» процесс? В этом корреспонденту «СБ» помогли разобраться специалисты РУП «Белтелеком».

От эксклюзива к цифре


По словам заведующей историко–информационным центром РУП «Белтелеком» Тамары Соломко, предком современной телефонной станции был зал с бленкерными коммутаторами: специальными устройствами с самозакрывающимися окошками, которые показывали: вызов поступил. Ими управляли особо обученные барышни, проходившие строгий отбор. Телефонистка того времени должна была быть высокого роста и иметь размах рук 154 см, чтобы производить соединения. И если хоть одного сантиметра не хватало, в работе отказывали. Также в список требований входил весьма высокий образовательный ценз: среднее образование и знание двух (!) иностранных языков. Нужна была и хорошая память, чтобы запоминать имена, титулы и род занятий своих постоянных абонентов, и приятный мелодичный голос. Барышни принимались сугубо незамужние, а если впоследствии они и находили себе пару, то обязательно среди работников телефонно–телеграфного ведомства.


В Минске первая телефонная станция появилась в 1896 году на улице Губернаторской, ныне Ленина. Правда, рассчитана она была всего на 100 номеров, так что тогда всех клиентов знали по имени–отчеству. С помощью единого номера, назвав барышне фамилию, можно было связаться с нужным человеком. Услуга, сами понимаете, была эксклюзивной, но прошло немного времени — и она ушла в массы, а значит, встал вопрос о введении нумерации.

Первая автоматическая станция машинного типа у нас появилась в 1932 году, но во время Великой Отечественной войны связь по всей стране была разрушена. Ее не только восстановили, но и перешли к АТС декадно–шаговой системы с чрезвычайно чувствительным механизмом: случайно попавшая на него пылинка могла спутать все карты — кто–то не дозванивался, кто–то попадал не туда...


Начиная с 1980–х телефонная сеть развивалась семимильными шагами. В 1996 году в Минске была открыта цифровая телефонная АТС нового поколения. Сегодня опора воздушных линий связи для нас — прошлый век, подавляющее большинство станций — цифровые. А вот в России и Украине телефонная связь по проводам на столбах еще встречается. К слову, на прочность наш цифровой кабель проверили брестские бобры. Они трижды отстаивали свою территорию на болоте, пытаясь перекусить связь. До проводов они так и не добрались, но линию все–таки перенесли.


Магия набора


Обслуживание и качество связи выходят нынче на новый уровень, поэтому около 170 тысяч минских абонентов в ближайшие три года почувствуют перемены: в городе планируется переключение 18 координатных станций. Начальник службы электросвязи МГТС «Белтелеком» Юлия Денисова ответила на самые важные вопросы по смене номеров.


Как часто меняют?


Это не субъективное желание, а объективная необходимость: емкость телефонной сети растет, и со временем номеров начинает не хватать. Оттого и приходится либо менять их, либо прибегать к более кардинальным шагам, увеличивая их длину. Если в 1960–е номера в Минске были пятизначными, то в 1990–х появился семизначный набор. Трехзначный с 2007 года отведен спецслужбам.


Зачем?


При переходе от координатных станций к современным технологиям невозможно сохранить прежние цифры в наборе. Старое оборудование имеет привязку к номеру, поэтому, когда демонтируют станцию, он автоматически исчезает вместе с ней. Кстати, право любого оператора на смену номера закрепило специальное постановление Совета Министров в 2005 году, правда, с условием: абонент должен быть об этом проинформирован, что неукоснительно соблюдается.


Как избежать лишних хлопот?


Пожилым людям, которые помнят номера наизусть и бережно хранят телефонные записные книжки, перестроиться на новый лад нелегко. Для юридических лиц, которые уже наработали связи по старым номерам, смена также проходит болезненно. Однако, говорят специалисты, всегда можно найти компромисс: вам предложат выбрать номер, установить индивидуальный автоответчик. Любопытно: в сервисные центры порой обращаются с особыми заявками и те, кто верит в магию цифр, следует фэн–шуй, ищет совпадения нумерации с номером квартиры или мобильного телефона.


Как дозвониться?


Обычно при смене номера три–четыре последние цифры все равно остаются неизменными, тогда на телефонной станции устанавливается общий автоинформатор, извещающий о смене начальных цифр. Сейчас проходит смена номеров для абонентов на 247–, и, когда всех из них переведут на 361–, заработает общий автоответчик. Пока же старые номера в уже переключенных квартирах отвечают гудками. Что ж, придется набраться терпения... В этом году уже сменили первые три цифры для абонентов, чьи номера начинались на 278–, 259–. Сегодня готовится переключение пользователей на 251–, 252–, 247–, 248–, 249–. Через какое–то время старые номера могут вернуть в обиход, но закреплены они будут уже за другими, высокотехнологичными станциями.


Кстати


Если абоненту изменили нумерацию, а он пользуется услугами доступа в интернет byfly, то заменят и модем.


На заметку


Можно выбрать услугу «Элитный номер», тариф здесь — от 60 тысяч до 360 тысяч рублей в зависимости от количества одинаковых цифр в наборе (подробнее узнавайте по адресу: http://beltelecom.by/private/telephony/additional–services/vip


Алиса СКОМАРОВСКАЯ.

 

Советская Белоруссия №205 (24342). Среда, 30 октября 2013 года.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter