Вознесение Господне

Время летит стрелой

Календарь и традиции

12 июня — у православных отдание праздника Пасхи.


13 июня — Вознесение Господне.


В народе считалось, что сорок дней от Пасхи Христос ходит по земле в образе нищего или просто нуждающегося в помощи человека, поэтому люди особенно старались не отказывать в помощи страждущим, поддержать и словом, и делом. А на сороковой день Христос уходит на Небо, в честь этого и отмечается праздник Вознесения. У нас в Беларуси он называется «Ушэсце».


После Вознесения уже перестают петь песни–«веснянки», потому что весна уходит. Вообще, комплекс весенних обрядов был очень развит и до сего времени довольно успешно живет. Так, на Гомельщине с давних времен в четверг шестой недели после Пасхи проводился обряд «Пахаванне стралы». Некоторые старожилы до сих пор придерживаются традиции и не позволяют себе ее нарушать, поскольку это, считалось, грозит для семьи бедой. В этот день с утра все хозяйки пекли в большом количестве блины. Потом празднично одетые женщины и девушки собирались вместе и водили хороводы под песни. После чего хоровод перестраивался в ряды по 12 — 14 человек и все шли по деревне к ее центру. Такие «цепи» встречались, снова шла хореографическая перестройка рядов, уже в очень большой хоровод (в прежние времена он мог насчитывать около 100 человек). И опять он через некоторое время разделялся на два круга поменьше. Женщины пели песни, и оба хоровода как бы перекликались друг с другом. Иногда в этом красивом действе участвовали и дети, но они песен не пели. Через некоторое время хоровод превращался в своеобразную «змейку», по очертаниям напоминавшую излучину реки. Все выполнялось последовательно, с четкими временными диапазонами. И в конце, где–то через 4 — 5 часов, участницы снова выстраивались в четкие ряды (уже включая детей) и шли к полю. Именно в этот день впервые осматривались озимые, где уже вышел колос, который мог показать, каким будет урожай, и стебель поднялся уже не на одно коленце. Детям разрешалось бегать по полю и даже качаться по ниве, ведь ребятня символизирует собой начало и продолжение жизни. У поля ряды женщин как бы рассыпались. И здесь каждая, даже слегка прячась, шла, чтобы закопать, спрятать в земле какую–нибудь принадлежащую ей мелкую вещь — бусинку, косыночку, перстенек... Это была своеобразная дань полю, ниве, стремление задобрить его, чтобы получить хороший урожай. Считалось, что так провожают весну, уходит пора «красавання» и наступает время вызревания.


В некоторых деревнях на Гомельщине выбирают самую красивую девушку (как на Русалье) и под пение «стралы» буквально толкают ее в жито. Девушка падает, и тогда уже женщины все вместе «качаюцца» в посевах. В некоторых случаях так делать позволялось только очень хорошим хозяйкам, удачливым во всем, в том числе и в семейной жизни. Про этот день говорили: «Святы Шоснiк колас точыць, з шастом ходзiць, межы раўнуець».


На протяжении десяти дней, от Вознесения до Троицы, нельзя было заниматься ткачеством, нарушение запрета, как считали, могло повлечь дожди, крайне нежелательные во время сенокосов, грозы и даже градобой.

 

Советская Белоруссия №103 (24240). Пятница, 7 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter