О фильме "Время первых" режиссера Дмитрия Киселева

Время космической высоты

Были времена, когда профессия космонавта вызывала почти сакральный трепет. В 60–е в Советском Союзе не было мальчика, который бы не мечтал стать космонавтом. Тогда за каждым полетом в космос следила вся страна, знали имена всех космонавтов, названия космических кораблей. Общим трауром для всех становились дни, когда кто–то не возвращался из полета. Первой настоящей трагедией, переживаемой всеми нами и каждым в отдельности, была гибель Владимира Комарова, позже — Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. А что делалось, когда узнали о гибели Юрия Гагарина: плакали все — от мала до велика. Это действительно была эпоха той космонавтики, которая объединяла людей и в радости, и в беде. Вот и сейчас мы скорбим об утрате одного из самых героических и улыбчивых космонавтов — Георгия Гречко, ушедшего накануне Дня космонавтики.


Нескрываемую гордость вызывал и первый выход нашего человека в космос. Потом увидели спокойного, рассудительного Алексея Леонова, для которого, казалось, в том выходе не было ничего трудного. Потом ходили слухи, что не так все было легко и просто. А как было на самом деле — никто не знал. Только сейчас, спустя много лет, кое–какая правда приоткрылась с выходом фильма «Время первых» (реж. Д.Киселев). По сути, это первый игровой фильм о космосе, основанный на реальных событиях. Консультантом на картине был сам Алексей Леонов, по просьбе которого обозначено посвящение в титрах «Моему другу Павлу Ивановичу Беляеву». Это они вдвоем пилотировали не очень подготовленный корабль «Восход–2», это они должны были восемь раз погибнуть в том числе и тогда, когда приземлились в морозной тайге и никем не найденные провели там двое суток. Настоящей правдой было и то, что у Алексея Леонова в открытом космосе стало расти давление в скафандре так, что он не мог и пальцем пошевелить, возникли проблемы с возвращением на корабль через открытый люк. Впервые в истории космонавтики из–за отклонений в работе Павел Беляев вручную сориентировал корабль, включив тормозной двигатель. Как командир он принял решение не возвращаться на Землю без друга даже тогда, когда Леонов в силу непредусмотренных обстоятельств просто не мог выходить на связь. Они многое сделали не по инструкции, а по здравому смыслу — и остались живы. После просмотра фильма Алексей Леонов сказал: «Только теперь я понял, как это было опасно».


Космос дает столько невыдуманных сюжетов, реальных фактов для того, чтобы создавать по–настоящему зрелищное и волнующее кино. Поразительно, что российские кинематографисты только сейчас начинают осваивать эту тему. «Время первых» при всех возможных претензиях смотрится так, что каждый кадр держит внимание и вызывает искреннее сопереживание, даже притом что финал известен наперед (но, быть может, не всем). Это лента о людях, таких же, как все остальные, но и совсем других, тех сумасшедших, для которых совсем нетрудно и нестрашно быть первыми. Такую человеческую естественность в сочетании с невероятным характером и волей показывают Евгений Миронов в роли А.Леонова и Константин Хабенский в роли П.Беляева. Есть еще третий герой, на котором многое держалось в реальной космической жизни, а теперь в фильме — конструктор С.П.Королев. В исполнении Владимира Ильина это не только мощная личность, но и человек, чье здоровье подорвано как бесконечными перегрузками и стрессами, так и необходимостью балансировать между правилами официальной идеологии и человеческим пониманием ситуации.

«Время первых» не только для нас, но в какой–то степени и о нас нынешних. Как сказал продюсер фильма Тимур Бекмамбетов: «Всем нам важно понять, что нет у нас той чести, которая была у них. Нет у нас той мечтательности, которая была у них. Не настолько мы уверены в себе, как были они уверены в себе». Фильм дает понимание этой дистанции, но он еще и о том, чтобы нас вернуть к себе.

lpsm3163@mail.ru

Фото kinopoisk.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter