Время конкретных дел

За три года в общественные приемные “Белой Руси” обратились более 18 тысяч человек

За три года в общественные приемные “Белой Руси” обратились более 18 тысяч человек

Кто бы мог подумать, что созданный в 2008 году институт общественных приемных при РОО “Белая Русь” станет одним из самых удачных и перспективных ее проектов. Впрочем, все в этом мире имеет свое объяснение. В повседневной жизни людям часто приходится сталкиваться с различными проблемами, и порой бывает так, что, стучась во все двери, обивая пороги разных инстанций, человек не находит понимания и поддержки от тех, кто по закону и по совести должен идти навстречу обратившемуся.

Корпоративный дух

...Светлана показывает снимок младшего из троих сыновей: счастливое детское лицо рядом с улыбающейся мамой. А ведь еще совсем недавно им было не до улыбок. Волею судьбы Светлана с тремя детьми буквально оказалась на улице, без жилья и средств к существованию. Многочисленные письма с мольбой о помощи, хождения по инстанциям результата не принесли. Отчаявшаяся женщина обратилась в городскую общественную приемную “Белой Руси”, где ей помогли не только словом, но и делом. И очень скоро семья въехала в трехкомнатную квартиру. В Республиканской общественной приемной подобных историй знают десятки, но суть не в этом.

К слову, немалая доля обращений граждан связана с пере-смотром решений по судебным делам. По ходатайствам членов “Белой Руси” по ряду дел были вынесены протесты Генпрокуратуры, уменьшены сроки наказаний, изменены квалификации статей.

Приходя в общественные приемные, люди ищут для себя ответы на волнующие их вопросы. И находят их. Причем ни одно заявление не остается без внимания, дела решаются без всякой волокиты и формализма, а иногда для этого требуется всего лишь один звонок. Новая форма общения себя оправдала и нашла широкий отклик в народе. Как отметил председатель РОО “Белая Русь” Александр Радьков, за относительно короткий срок общественные приемные РОО “Белая Русь” открылись во всех регионах страны — сегодня их уже более 160. А многие из тех, кому помогли решить проблему, снова приходят в общественную приемную, но уже не с вопросами и жалобами, а с желанием вступить в ряды самого массового общественного объединения.

Подарок на Новый год

Работа с обращениями граждан позволяет своевременно выявлять “болевые точки” в регионах. Когда в Бресте на одном из самых посещаемых рынков “Ковалево” задумали открыть филиал общественной приемной областной организации РОО “Белая Русь”, предполагали, что он будет оказывать помощь предпринимателям. Однако очень быстро новая приемная снискала популярность у брестчан. По отдельному графику здесь организовали прием всех городских служб. “Людям это очень удобно, —  рассказывает генеральный директор ООО “Лагуна”, руководитель первичной организации “Белой Руси” Наталья Ильницкая. — Чтобы получить ту или иную консультацию, им приходилось раньше покидать свое рабочее место, отправляться к специалистам, ожидать в очереди. На наш взгляд, получилась неплохая форма взаимодействия власти и граждан. Чаще всего люди обращаются по вопросам благоустройства города, за оказанием спонсорской помощи. Жители микрорайона Ковалево, к примеру, попросили помочь в асфальтировании въезда во дворы с улицы Луцкой, инвалиды — с выделением помещения для работы, руководство детского садика — с обеспечением игрушками”.

Безусловно, каждый вопрос индивидуален, и некоторые проблемы на первый взгляд кажутся неразрешимыми. К примеру, в Ушачскую районную организацию обратилась мама ребенка-инвалида, которая попросила приобрести для 14-летнего сына современные, усовершенствованные “ходуны” для беспрепятственного перемещения по квартире. Получить их по официальной очереди оказалось нереально, ведь семье уже выделили средства технической реабилитации, хотя и устаревшие. Председатель организации Елена Пашкович попросила помощи у руководителя областной организации Красного Креста Галины Желановой, и проблема разрешилась в течение суток. Буквально через неделю из Минска привезли эти “ходуны”, и в канун Нового года ребенок получил долгожданный подарок.

В рейтинге обращений в общественные приемные уверенно лидируют социально-бытовые вопросы (больше половины от всех), далее идут вопросы, касающиеся сферы ЖКХ, здравоохранения, образования, урегулирования прав собственности.

С учетом общих интересов

Нередки и коллективные обращения. Как тут не вспомнить письмо из Могилева, поступившее в Республиканскую общественную приемную. Восемьсот подписей под жалобой заняли на бумаге куда больше места, чем само изложение сути проблемы. Возмущение жильцов одного из домов вызвало решение властей построить рядом еще одно здание. Перспектива жить в глухом каменном мешке по принципу “в тесноте, да не в обиде” людей не прельщала.

— Лично мне доводы и аргументы градостроителей понятны, — говорит Сергей Пигарев. — Им надо наращивать темпы жилищного строительства, выполнять прогнозные показатели. Всегда есть желание сэкономить на коммуникациях. С другой стороны, кто должен защищать интересы живущих там людей? Ведь чем плотнее застройка, тем больше проблем. Сегодня в некоторых наших городских микрорайонах понастроили так, что людям даже вдохнуть нечем, негде поставить машину, детям мяч погонять. В данном конкретном случае нам пришлось выходить на председателя облисполкома, который заверил нас, что на том месте дом строиться не будет.

Не раз приходилось сталкиваться с курьезными ситуациями, вспоминает Сергей Юрьевич. “Однажды во время моего дежурства на горячей линии раздался звонок: “Помогите, я закрыла дверь и забыла ключи!”. Предлагаю телефон службы по вскрытию замков, а  в ответ: “Так это стоит 70 тысяч!”. Говорю: “Давайте вызовем работников ЖЭСа”. “А они выбьют дверь! И зачем вы нужны, если ничем не можете мне помочь?” Такое потребительское отношение поощрять недопустимо. Общественные приемные созданы для того, чтобы помогать людям справиться с проблемами, решить которые самостоятельно им не под силу”.

Не оставаясь в стороне

Для этого в общественных приемных “Белой Руси” регулярно проводят приемы высшие должностные лица государства, министры, депутаты Палаты представителей и местных Советов, руководители местной вертикали власти.

“Личные приемы граждан высшими чиновниками помогают ускорить решение проблем людей, — считает министр жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Андрей Шорец. — Выезды в регионы дают определенный толчок для решения важных для людей вопросов, потому что, когда проблема обнажается на уровне республики, местные власти получают дополнительный стимул для ее скорейшего разрешения”.
Отрадно, что в последнее время обращения граждан все меньше носят заявительный или жалобный характер. И все больше людей приходят со своими предложениями. В Борисове, например, “Белая Русь” отстояла детскую лыжную секцию, в Минске благоустроили детскую игровую площадку, где-то озеленили двор, и таких примеров множество.

Александр Радьков подчеркнул еще одну важную функцию общественных приемных: во время избирательных кампаний разного уровня они выполняют и роль избирательных штабов конструктивных кандидатов.

В ноябре — декабре 2010 года на базе Республиканской общественной приемной  была создана общественная приемная кандидата в Президенты Александра Лукашенко. 16 филиалов общественной приемной кандидата действовало в регионах. Всего в них поступило 3800 письменных и устных обращений, звонков на горячую линию. Все они были обработаны, рассмотрены и направлены в органы госуправления, в компетенции которых находилось их решение. Часть обращений оперативно решались должностными лицами по телефонному звонку.

Все это говорит о том, что создание общественных приемных действительно стало уникальным и успешным проектом, эффективным связующим звеном между обществом и властью.

 Сергей Пигарев, заместитель председателя РОО “Белая Русь”:

— Как показывает практика, люди нам доверяют, и многие болевые точки чаще вскрываются именно в приемных “Белой Руси”. Почему? Здесь обстановка другая, на человека не давит должность чиновника, руководителя. Чего греха таить, немало еще среди наших управленцев встречается тех, кто просто отмахивается от заявителя: мол, “это не мой вопрос”, “обратитесь по другому адресу”, “приходите завтра” и так далее. А здесь человека всегда выслушают, помогут или, по крайней мере, разъяснят ситуацию. Мы стараемся детально разобраться в каждом случае, для этого приглашаем на приемы юристов, медиков, соцработников, банковских служащих, руководителей предприятий и местных органов власти.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter